Водитель троллейбуса — профессия востребованная. Во многих российских городах троллейбусы играют важную роль в системе общественного транспорта. Тем не менее, уровень зарплаты таких специалистов по-прежнему остается не слишком высоким.

Как стать водителем троллейбуса?

Следует отметить, что не каждый человек может стать водителем троллейбуса. Во-первых, существуют возрастные ограничения — соискателю должен исполниться 21 год. Во-вторых, имеет значение состояние здоровья, поэтому предварительно нужно будет пройти медкомиссию. Понятно, что людям с плохим зрением и при наличии ряда хронических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистой системы, такая работа категорически противопоказана.

Для того, чтобы стать водителем троллейбуса, достаточно иметь среднее образование. Но нужно пройти обучение при соответствующем городском предприятии электротранспорта. Как правило, на подготовительных курсах учатся в течение полугода, и все это время получают стипендию. Проживать можно в общежитии, которое предоставляет городское предприятие общественного транспорта.

На теоретическую часть уходит около 4-х месяцев, затем начинаются занятия по практике вождения. На курсах учащиеся разбирают устройство современного троллейбуса, принципы его работы, технику безопасности, правила дорожного движения и т.д. После окончания курсов нужно сдать экзамен — тогда можно получить права соответствующей категории. Но к самостоятельной работе водитель приступает не сразу. Сначала он еще 2-3 месяца работает в качестве стажера, под руководством более опытного водителя. При этом он получает зарплату, но меньше, чем у более квалифицированного специалиста. В среднем она составляет порядка 17.5 тысяч рублей в месяц. После этого водитель приступает к самостоятельной работе, а это означает официальное трудоустройство с оплачиваемым отпуском и больничным, а также соцпакет, пускай и довольно скромный.

Водитель троллейбуса: особенности работы

Многие считают, что водитель троллейбуса просто управляет доверенным ему транспортным средством. На самом деле рабочий день такого специалиста проходит в более насыщенном ритме.

Рабочий день водителя троллейбуса обычно начинается рано — в 4 часа утра. Но специалист приступает к работе не сразу. Для начала он должен пройти медосмотр. Врач или фельдшер оценивают состояние здоровья и обязательно проверяют наличие алкоголя в крови. Если алкотестер это наличие подтвердит, водителя в этот день отстранят от работы, а дальше последует дисциплинарное взыскание.

Другие профессии:  Механик - особенности профессии и зарплата

После медосмотра водитель должен проверить состояние троллейбуса. Непосредственно техническими показателями занимается бригада по техобслуживанию. По результатам осмотра всех систем они оставляют записи о состоянии троллейбуса в соответствующем журнале. Водитель все эти записи обязан проверять. После этого он должен взять с собой инвентарный чемоданчик, в котором находятся те вещи, которые ему могут пригодиться в течение рабочего дня: диэлектрические перчатки, которые защитят от удара током, если нужно будет провести какие-то мелкие ремонтные работы, инструменты, графитные вставки и т.д.

Затем водитель еще раз самостоятельно осматривает троллейбус — проверяет состояние зеркал, их расположение и закрепление, токоприемники, состояние колес. Важно также убедиться в том, что работает автоинформатор — устройство, которое объявляет остановки и озвучивает другую введенную информацию. Проверка на этом этапе тоже проводится очень тщательная.

В течение рабочего дня водитель занимается управлением своим транспортным средством. В современных низкопольных троллейбусах могут ездить люди с ограниченными возможностями (то есть те, кто прикован к инвалидным коляскам). Водитель помогает им заехать в троллейбус или спуститься на тротуар.

Иногда, даже несмотря на проведенную заранее проверку, троллейбус может выйти из строя. Если речь идет о серьезной поломке, то водителю нужно только связаться с диспетчером и дождаться приезда ремонтной бригады, а перед тем обеспечить безопасную высадку пассажиров. Если речь идет о мелких поломках, то водитель может устранить их самостоятельно.

Определенные трудности могут возникать в тех случаях, когда троллейбус попадает в ДТП, даже если это произошло не по вине водителя. Если случилась серьезная авария и кто-то из пассажиров ранен, водитель обязан оказать первую помощь (во время обучения все специалисты проходят курсы оказания базовой медицинской помощи). Обязательно нужно вызвать представителей ГИБДД и бригаду медиков, если есть пострадавшие. К слову, даже если аварии не произошло, но у кого-то из пассажиров обморок или даже сердечный приступ, за помощью все равно можно обращаться к водителю.

Другие профессии:  Профессия косметолог - как получить образование и сколько денег можно заработать?

От чего зависит зарплата водителя троллейбуса?

Зарплата водителя троллейбуса зависит главным образом от того, в каком регионе он работает. Понятно, что в Москве она будет выше, чем в Санкт-Петербурге. А вот, например, в Твери и вовсе городские власти отказались от троллейбусов.

Также зарплата водителей зависит от квалификационного разряда. В частности, самый низкий уровень зарплаты зафиксирован у обладателей 3-го разряда, он может быть ниже 30 тысяч рублей. Самый высокий — у обладателей 6-го разряда. За работу в праздничные и выходные дни водителям доплачивают. Также в некоторых городах водители могут получать премии.

Практически все транспортные предприятия обеспечивают водителей униформой. Также они могут получать какие-то социальные льготы, в том числе бесплатный проезд.

Сколько получает водитель троллейбуса в России?

Средний уровень зарплаты водителя троллейбуса составляет 25 тысяч рублей. Представители этой профессии востребованы практически во всех крупных городах, в которых имеется такой вид транспорта. В Мосгортрансе, то есть в столице, им предлагают до 55 тысяч рублей ежемесячно. В Санкт-Петербурге уровень зарплаты ниже — порядка 43-45 тысяч рублей. В Новосибирске водитель получает около 45 тысяч рублей. В Екатеринбурге уровень зарплаты ниже — 35-40 тысяч рублей. В Ярославле — 33-35 тысяч рублей в среднем. Самый низкий уровень зарплаты в Вологде и Кирове — до 25 тысяч рублей в месяц.

Зарубежный опыт

Хотя в середине ХХ века троллейбусы были распространенным видом транспорта во многих европейских городах, в большинстве из них власти отказались от него еще в конце 1960-х годов, а в Германии и в странах бывшего соцлагеря — в 1990-е годы. В настоящее время во многих городах стараются возродить троллейбусы как наиболее экологичный вид транспорта. Например, сегодня они существуют в Зальцбурге. Однако данные о том, сколько получают водители, открыто не публикуются.

Другие профессии:  Нотариус - обучение профессии, размер зарплаты

Отзывы

  1. Живу в Москве, работаю водителем троллейбуса уже 5 лет. Сейчас моя зарплата в месяц составляет порядка 50 тысяч рублей. Из социальных льгот могу отметить бесплатный проезд в электротранспорте, а также преимуществом работы является длительный отпуск — 40 дней, причем он полностью оплачивается. Но работа достаточно сложная, даже на современных машинах она требует сосредоточенности и собранности. Работать в этой сфере может только тот, кто не боится ответственности, потому что случиться может что угодно, от каких-то мелких дорожных неприятностей до драки в салоне (у меня, к счастью, на смене такого не было). Я, например, дважды попадал в ДТП, правда, ничего серьезного, и оба раза не по моей вине. Но все равно нужно быть очень внимательным и собранным, потому что улица большого города, как говорилось в одном старом фильме, полна неожиданностей, и они далеко не всегда бывают приятными.
  2. Я работаю водителем троллейбуса уже 7 лет. Живу в Питере. В месяц получаю около 43 тысяч рублей. Могу сказать, что это работа для тех, кто любит город, его суету, этот насыщенный ритм, в котором ты живешь вместе со своими пассажирами и другими горожанами. Это работа для людей, у кого не вызывают раздражения пробки, кто не боится ответственности, а еще это занятие для людей с крепкими нервами. Надо сказать, что в первые месяцы, когда я проходила стажировку, то постоянно находилась в состоянии напряжения. Это был такой стресс, я боялась, что сделаю что-то неправильно. Но со временем уверенности в себе прибавилось, и уровень стресса снизился, хотя и сейчас я к концу рабочего дня как выжатый лимон.