Профессия моряка всегда была связана с высоким риском. Но кого-то манит в море романтика странствий, а кого-то – возможность солидного заработка. И даже сегодня, когда постепенно автоматизация внедряется и в сферу управления морским транспортом, людей, желающих посвятить свою жизнь морю, хватает. Насколько эта профессия является прибыльной и оправданы ли риски, которые все еще остаются довольно высокими?

Что нужно знать о профессии моряка?

Следует отметить, что “моряк дальнего плавания” это очень общий термин, и на самом деле правильнее было бы говорить о разных морских специальностях. И у их представителей зарплата также бывает очень разной. Понятно, что руководящая должность это капитан, именно он возглавляет экипаж. Но команда делится, грубо говоря, на две части. Во-первых, это палубная служба, в состав которой входят офицеры (речь идет о помощниках капитана), а также рядовой состав – это боцман, матросы, кок и т.д. Палубная команда осуществляет подготовку к эксплуатации определенного оборудования (палубные механизмы, оснащение грузовых трюмов).

Офицеры палубной команды несут ходовую вахту в море, контролируют погрузочные работы, выполняют функции штурмана (то есть занимаются прокладкой курса). Рядовой состав поддерживает все палубное оборудование в хорошем состоянии, а также занимается уборкой и покраской.

Работа моряком

Во-вторых, есть машинная команда. Ее возглавляет старший механик. Ему также подчиняются офицеры, а еще другие специалисты – электромеханик, системный механик, на некоторых судах – рефрижераторный механик. В состав машинной команды входят также рядовые матросы-мотористы, сварщики и т.д.

Требования к морякам

С учетом того, какое количество специальностей подразумевается под термином “моряк”, сложно сформулировать единый список требований для всех. Можно только сказать, что для того, чтобы уйти в рейс, нужно иметь определенную квалификацию, которая подтверждается дипломом. Для рядового состава достаточно среднего образования, то есть при трудоустройстве нужно будет предъявить диплом об окончании мореходного училища. Для старшего командного состава необходимым условием является наличие профильного высшего образования. Кроме того, для любого моряка является обязательным знание английского языка. Понятно, что чем выше уровень, тем лучше.

Где могут работать моряки дальнего плавания?

В советские времена особого выбора не было, разве что между Балтийским или Черноморским пароходством, поскольку единственным судовладельцем было государство. Сегодня моряки могут работать на самых разных судовладельцев. Для того, чтобы устроиться на судно, нужно обратиться в крюинговую компанию. Это специализированные фирмы-посредники, которые по поручению судовладельцев осуществляют подбор кадров для судов разного типа, например, для пассажирских и грузовых (причем в последнюю категорию входят и контейнеровозы, и танкеры, и другие типы транспорта – зарплата, как и условия работы, во всех случаях будут разными).

Другие профессии:  Сколько получают гинекологи в России

Крюинговые компании могут нанимать моряков по всему миру, особенно учитывая возможности современных коммуникаций. Они поддерживают связь со специалистами по телефону или электронной почте, хотя иногда бывает необходимо и личное присутствие в офисе.

Крюинговые компании занимаются и оформлением документов, которые необходимы для того, чтобы моряк мог беспрепятственно проследовать на судно, ведь оно может находиться в любом порту, а не только на территории России.

Работа моряком

Список требований у разных судовладельцев может быть разным. Иногда достаточно пройти собеседование в телефонном режиме. Но бывает и так, что моряк должен получить лицензию страны, под флагом которой будет ходить. В таком случае нужно сначала сдавать экзамен в той стране, которая выдает соответствующий документ.

Крюинговые компании заключают с моряками контракты, в которых и прописывают зарплату. Следует отметить, что контракт заключают на определенный срок, например, на 9-10 месяцев. Когда говорят, что моряк получает, скажем, 1500 долларов за месяц, это означает, что речь идет о месяце работы. Таким образом, то время, что моряк проводит на берегу между рейсами, не оплачивается. И поэтому заработок моряка не так высок, как могло бы показаться на первый взгляд.

Преимущества и недостатки профессии

Как и в любой другой сфере деятельности, у этой профессии есть свои преимущества и недостатки. К числу преимуществ профессии моряка относятся:

  • высокий уровень доходов,
  • перспектива карьерного роста,
  • возможность посмотреть мир.

Конечно, многим просто нравится эта работа, пусть даже романтика дальних странствий осталась в далеком прошлом.

А вот недостатков в данном случае гораздо больше. Дело в том, что профессия моряка связана с высокими рисками. Далеко не все рейсы совершаются в промышленно развитые страны, где поддерживается порядок и соблюдаются условия гигиены. Часто приходится совершать рейсы в Африку, страны Азии и Латинской Америки с высоким уровнем преступности и низкими стандартами в области медицины. Поэтому в число рисков здесь входят столкновения с бандитскими группировками и возможность инфицирования опасными заболеваниями.

А в некоторых регионах к этому следует добавить риск захвата судна пиратами. На сегодняшний день на торговом флоте действуют законы, согласно которым оружие команда не получает, поэтому отбивать атаки пиратов и террористов моряки просто не могут. У них есть только пожарные шланги – они дают достаточно мощную струю, которая может держать маленький сомалийский пиратский катер на расстоянии, но это максимум.

Не всегда удается морякам и посмотреть мир. Дело в том, что весь бизнес сегодня строится так, чтобы сократить до минимума простои в порту. Поэтому даже из танкера выгрузка производится за 12 часов, а с контейнеровозами могут разбираться и того быстрее. Так что членам экипажа времени на отдых на берегу практически не остается.

Другие профессии:  Зарплата на должности главного инженера в России?

Работа моряком

Наконец, нужно учитывать психологический фактор. Не все люди могут спокойно выдерживать ситуацию, когда большое количество времени проводится в замкнутом пространстве с чужими людьми (тем более, что часто подбирается “пестрая” команда с разным уровнем владения английским языком, что бывает препятствием к полноценному общению). Да и те, кто легко переносит такие вещи, сталкиваются с психологическими проблемами, но уже на берегу.

Дело в том, что психологически очень тяжело адаптироваться к ритму жизни вне рейса. Даже если у моряка есть семья, зачастую жена и дети настолько привыкают жить без него, что ему в повседневном расписании просто не находится места, и от этого возникают конфликты.

От чего зависит уровень зарплаты?

Доход моряка дальнего плавания зависит от нескольких факторов:

  • Должность и уровень квалификации. Понятно, что у офицеров зарплата выше, чем у рядового состава. Но и у рядовых членов палубной и машинной команд заработок может сильно отличаться. Понятно, что у палубного матроса зарплата при прочих равных будет ниже, чем у моториста или механика с высоким квалификационным разрядом,
  • Место трудоустройства. В разных компаниях может существенно различаться уровень зарплаты даже для одной и той же должности. Некоторые фирмы могут выплачивать какие-то дополнительные премии. Есть и те, что платят больше морякам, которые не в первый раз заключают с ними контракт (если, конечно, они довольны их работой),
  • Срок службы. Он не всегда играет роль при работе на частные судоходные компании, но иногда все-таки учитывается. Кроме того, имеет значение общая продолжительность стажа, а не только срок службы в какой-то конкретной компании.

Помимо собственно зарплаты, имеют значение другие условия.

Например, питание на борту оплачивает судовладелец, но вот то, сколько средств он на него выделяет, это уже в разных фирмах может существенно отличаться.

О важном. Сколько получают моряки дальнего плавания?

В отношении представителей этой профессии трудно выделить какую-то статистику по регионам, поскольку в современном глобализованном мире жить моряк может в одном городе, заключать контракт с крюинговой компании – в другом, а в рейс он уйдет даже не под российским флагом, а под флагом другой страны. И при этом судовладельцем может быть какая-нибудь транснациональная корпорация.

Работа моряком

Что касается работы на иностранных судовладельцев, то здесь большинство зарплат номинируется в долларах, поэтому целесообразно привести именно такие цифры. Так, кадет в среднем получает порядка 500 долларов в месяц. Это самый низкий уровень зарплаты, столько платят морякам без диплома и пока без опыта работы. Мотористы получают уже более высокие зарплаты – до 900 долларов в месяц зарабатывает моторист 2-го класса и до 1600 долларов 1-го класса.

Другие профессии:  Какая зарплата у оператора АЗС?

На пассажирских судах есть также должности уборщиков и стюардов, которые получают столько же – до 1000 долларов и до 1800 долларов соответственно.

Средняя зарплата электрика составляет до 1800 долларов в месяц. У токарей и сварщиков зарплата выше. Такие специалисты в среднем получают 2500 долларов в месяц. А вот зарплата электромеханика будет значительно выше – до 6700 долларов. Вообще члены машинной команды зарабатывают больше, чем члены палубной команды (если брать только рядовой состав).

А вот у среднего командного состава зарплаты будут примерно одинаковыми. Например, третий механик получает 3500 долларов, и третий помощник капитана – до 3200 долларов. Зарплата второго механика – до 8000 долларов, и примерно столько же получает второй помощник капитана, выполняющий обязанности штурмана. Зарплата старшего механика составляет до 11 тысяч долларов.

И больше всего получает капитан – до 15 тысяч долларов. Но на нем и ответственность лежит большая.

Какие вакансии мы нашли на досках объявлений?

Отзывы

  • Я начал плавать кадетом, еще пока учился в мореходном училище. Начинал вообще с 200 долларов в месяц. Но мне нужно было приобрести опыт, чтобы уже после получения диплома можно было обращаться в крюинговую компанию с лучшими условиями. Сейчас плаваю вторым механиком. Зарплата 3500 долларов в месяц. Работаю в основном с японскими судовладельцами. Работу свою люблю, хотя это, конечно, тяжело, и рейсы длятся по полгода. Бывает, что потом возвращаешься и только удивляешься, когда это дети успели так вырасти (главное – выпускной и свадьбу не пропустить, конечно). Стаж работы у меня большой, надеюсь дослужиться до старшего механика. Про автоматизацию слышал, про беспилотные переходы тоже, но думаю, что это больше должно волновать штурманов.
  • Последние два рейса ходил старшим помощником капитана, но думаю, что смогу дойти и до капитана. Зарплата – бывает по-всякому, сейчас вот 6 тысяч долларов было в месяц. Говорят, что бывает и больше, но сейчас на контейнеровозах платят меньше, чем раньше – во всем мире кризис, падает количество грузоперевозок, наш судовладелец избавился от нескольких судов. Работа сложная, особенно психологически, ну и опять же как повезет с экипажем. Дело даже не в том, что иногда бывают конфликтные люди (хотя и так тоже может быть), а в том, что с теми же филиппинцами или иранцами у нас не только языковой, но и культурный барьер. Хорошо, когда в команде попадается много людей из стран бывшего Союза, тогда психологически намного комфортнее.