Считается, что банковский консультант это самая незначительная ступень карьеры в финансовом учреждении. Тем не менее, если банк нацелен на работу именно с частными клиентами, то во многом его деятельность будет опираться именно на труд таких консультантов, поскольку их задача – сделать так, чтобы клиент сотрудничал с этим финансовым учреждением.

Требования к консультантам

Далеко не во всех банках от консультантов требуется профильное высшее образование, хотя его наличие даст соискателю определенные преимущества при приеме на работу. На самом деле, формальных требований к будущему работнику не так много:

  1. наличие среднего или высшего образования,
  2. грамотная речь,
  3. умение работать с классическими офисными компьютерными программами (в отношении собственных программных разработок банк все равно сам проводит тренинги своих сотрудников),
  4. желателен опыт работы в сфере продаж или консультирования.

Впрочем, отсутствие опыта серьезным препятствием не является, так что банковский консультант это зачастую должность для студентов последних курсов или выпускников вузов, которые начинают с нее свою карьеру.

 банковский консультант

Что касается требований к личным качествам сотрудников, то они таковы:

  1. психоэмоциональная устойчивость и способность к работе в стрессовых ситуациях,
  2. хорошие коммуникативные способности,
  3. вежливость и доброжелательность,
  4. умение решать конфликтные ситуации,
  5. честность и порядочность.

И последний из пунктов это не просто слова. В последние годы консультантов многих крупных банков ловили на мошенничестве. В разное время в эпицентре скандала оказывались Сбербанк, ВТБ 24 и множество более мелких финансовых учреждений. Понятно, что если консультант уже работал в каком-то банке и уволился оттуда, то при приеме на работу его историю обязательно постараются проверить.

Некоторые банки проводят при приеме на работу еще и психологическое тестирование, которое поможет понять, подходит ли соискатель для этой должности, ведь ему придется работать с самыми разными клиентами. Наконец, если по итогам собеседования и тестирования кандидатура будет одобрена, будущий консультант пройдет еще и учебный курс в этом банке (некоторые финансовые учреждения по результатам этого курса выдают соответствующий сертификат).

банковский консультант

Должностные обязанности

Проще всего устроиться консультантом в «Сбербанк» или «ВТБ 24», поскольку это постоянно расширяющие свой бизнес финансовые учреждения с разветвленной сетью отделений, представленные практически в каждом городе. Многие считают, что в таких банках работа консультантов сводится к тому, чтобы показывать клиентам, как правильно обращаться с платежными терминалами. Но, конечно, на самом деле спектр их обязанностей намного шире.

Так, банковские консультанты должны:

  1. Предоставлять необходимые консультации по всем видам продуктов, которые банк разрабатывает для физических лиц – это и кредиты, и депозиты, и аренда ячеек, и многое другое,
  2. Оказывать помощь тем клиентам, у которых по каким-то причинам возникли трудности при работе с платежным терминалом или банкоматом,
  3. Выстроить схему обслуживания таким образом, чтобы не создавать очереди, и постоянно контролировать процесс,
  4. Постоянно информировать клиентов относительно новых банковских продуктов – например, распространять листовки, флаеры и буклеты с описанием неизвестных услуг финансового учреждения,
  5. По заданию руководства проводить опросы клиентов – обычно это касается уровня удовлетворенности сервисом в данном банке, отношения к различным продуктам и кредитным программам. На основе такого опроса финансовый консультант затем может вносить свои предложения относительно улучшения банковского сервиса. И, кстати, у активного и амбициозного консультанта есть неплохие шансы на дальнейшее повышение.

банковский консультант

Однако следует понимать – чтобы добиться определенного успеха в этой сфере, работать и в самом деле придется много. Так, банковскому консультанту приходится регулярно следить за ситуацией на рынке услуг и в экономике в целом, чтобы понимать, что именно для конкретного клиента окажется наиболее важным. При этом в работе ему могут помочь знания в области общей психологии и продаж в частности. Часто банки для своих консультантов проводят соответствующие тренинги. Но, конечно, и важность самообразования и чтения тематической литературы нельзя переоценить.

Для того, чтобы продвинуться вверх по карьерной лестнице, консультанту нужно не только продемонстрировать хорошие показатели, но и свою лояльность, своевременно докладывая руководству обо всех выявленных недостатках в работе данного отделения. Понятно, что при этом банковскому консультанту следует также придерживаться принятых корпоративных стандартов работы. И это касается не только дресс-кода, который необходимо соблюдать всем сотрудникам банка. В частности, консультант может заниматься только теми вопросами, что относятся непосредственно к сфере его компетенции. Также от него требуется соблюдение всех банковских инструкций и законодательства в сфере банковской деятельности. Это касается и защиты персональных данных клиентов, которой еще сравнительно недавно уделялось недостаточно внимания, но сегодня, в эпоху цифровых технологий, она стремительно выходит на первый план.

банковский консультант

Плюсы и минусы работы банковского консультанта

Некоторые люди представляют себе профессию консультанта как относительно легкое и хорошо оплачиваемое занятие, и при этом в просторном и комфортном офисе, в хороших условиях. Но на самом деле у рассматриваемой профессии есть и свои плюсы, и свои минусы.

К числу преимуществ профессии банковского консультанта относятся:

  1. высокий спрос на таких сотрудников,
  2. возможность карьерного роста,
  3. достаточно высокий уровень зарплаты у тех, кто демонстрирует хорошие показатели работы,
  4. официальное трудоустройство, а в крупных банках еще и наличие солидного компенсационного пакета.

Однако у этой профессии есть и свои недостатки. В частности, следует отметить, что это очень напряженная работа, часто связанная со стрессом и необходимостью решать конфликтные ситуации. Кроме того, многие люди склонны выплескивать на консультанта весь накопившийся у них негатив, зачастую необоснованно. Например, если они оплачивают сумму за услуги ЖКХ, то свое недовольство высокими тарифами вполне могут сорвать и на консультанте, который, несмотря ни на что, должен оставаться вежливым и доброжелательным.

Работа в Сбербанке, плюсы и минусы

Из чего состоит доход консультанта

Существует целый ряд факторов, которые могут повлиять на уровень заработной платы банковского консультанта. К их числу относится:

  1. Населенный пункт, в котором находится то или иное отделение. При этом в каком-нибудь районном отделении банка в большом городе зарплата сотрудников будет выше, чем в отделении, находящемся в провинциальном городке, пусть даже оно там будет единственным и нагрузка на одного консультанта в обоих случаях будет одинаковой,
  2. Поток клиентов. Чем больше посетителей совершили банковские операции с помощью консультанта, чем выше будет его доход,
  3. Объем дополнительных услуг, которые финансовый консультант смог успешно предложить клиентам (а в некоторых случаях, говоря прямо, просто навязать). Это, например, может быть страхование жизни или страхование от потери работы, которое идет в связке с кредитными продуктами. Также это может быть перевод денег в негосударственный пенсионный фонд, связанный с этим финансовым учреждением. Чем больше услуг способен предложить банковский консультант, тем выше окажется его доход.

банковский консультант

Таким образом, уровень оплаты труда, как и у многих других специалистов по продажам, зависит в основном от того, может ли консультант заинтересовать клиентов финансовыми продуктами своего банка. То есть в большинстве финансовых учреждений доход консультанта состоит из фиксированного должностного оклада и бонусов. Сам оклад при этом невелик. Даже в Сбербанке, крупнейшем из подобных учреждений, он зачастую не превышает 15-24 тысячи рублей, а в некоторых банках может быть и еще меньше.

Что касается дополнительных бонусов, то их в основном предлагают лишь в Сбербанке. Это, например, бесплатное обучение на семинарах, льготные условия кредитования в этом учреждении, дополнительная медицинская страховка, включение в корпоративную пенсионную программу (считается, что ее условия лучше, чем у государственной).

Работа в Сбербанке

Сколько может получить российский консультант

Средний уровень зарплаты составляет 36 тысяч рублей. При этом, что даже удивительно, средний доход представителей этой профессии не так высок – 42-45 тысяч рублей.

Например, в Волгограде, Екатеринбурге, Казани средний ежемесячный доход равен 50 тысячам. А самый низкий оклад в Республике Крым (20 тысяч) и Тюмени (15 тысяч).

Наиболее полные сведения о зарплате консультантов ожидаемо публикует Сбербанк. Здесь самые высокие зарплаты получают консультанты из Питера, Екатеринбурга и области, Воронежа и некоторых других крупных промышленных и торговых центров – до 35 тысяч рублей.

Самые низкие доходы зафиксированы у финансовых консультантов из Твери, Тулы, Магнитогорска – до 25-27 тысяч рублей ежемесячно. Если брать средние показатели, то в данном банке консультанты получают 24-25 тысяч, что неудивительно, учитывая многочисленные провинциальные отделения.

Работа и зарплата консультантов Сбербанка

Сколько платят в финансовых учреждениях западных стран

В западных странах у представителей этой профессии тоже не слишком высокий уровень оплаты труда. В частности, в США за год консультанты в банке зарабатывают порядка 35-40 тысяч долларов, то есть от 3000 долларов ежемесячно. В Германии работники банка зарабатывают достаточно солидные суммы – в среднем 4500 евро, однако в основном речь здесь идет о квалифицированном и опытном персонале, а у новичков уровень доходов может быть значительно ниже.

Отзывы

  • №1. Я пришла на работу в банк сразу после окончания института. Начинала я с финансового консультирования, причем занималась только обслуживанием терминалов, то есть помогала людям оплачивать ЖКХ. Да, раньше многие еще не разбирались в том, как это происходит, да и сейчас еще не все знают, что нужно сделать. Потом я открывала счета физическим лицам и предлагала страховки и депозиты. И вот через семь лет получила повышение – теперь я возглавляю отдел, который занимается обслуживанием физических лиц (в нашем банке работают и с юридическими лицами, а касса – это вообще отдельное царство). Ответственности больше, зато и зарплата выше. Пока была рядовым консультантом, максимум могла заработать 40 тысяч рублей в месяц, и при этом постоянно чувствовала себя неловко, поскольку буквально впихивала людям страховку и другие дополнительные услуги.
  • №2. Я работаю банковским консультантом уже два года. У нас относительно небольшое отделение в провинциальном городке, консультантов со мной вместе аж три человека. При этом большого наплыва клиентов у нас не бывает, а дополнительные услуги вроде страховки продать вообще практически нереально. Так что даже в самые удачные месяцы мой доход не превышает 22-23 тысячи рублей. По меркам провинции это в целом неплохо, но на решение жилищного вопроса даже в нашем городе, конечно, не хватит, придется брать ипотеку. Работа банковского консультанта на практике оказалась сложнее, чем я себе представлял, но кое-какие перспективы все-таки есть, поэтому пока не подыскиваю других вариантов.