Машинист локомотива это одна из самых востребованных рабочих специальностей. Как правило, специалисту с соответствующей квалификацией будет нетрудно устроиться в любом регионе страны. Такой стабильный спрос на представителей данной профессии гарантирует им и достаточно высокую зарплату.

Зарплата машиниста электровоза, тепловоза (локомотива)

Как стать машинистом локомотива?

Чтобы получить должность машиниста локомотива, высшее образование иметь не нужно. Тем не менее, учиться необходимо. Надо получить среднее образование по соответствующей специальности. Достаточно окончить ж/д техникум или колледж, а поступать туда можно как после 9-го, так и после 11-го класса. Кроме того, есть учебные центры при региональных отделениях РЖД, где могут учиться граждане со средним образованием.

Однако выпускники таких учебных заведений не сразу становятся машинистами. Для начала им нужно какое-то время поработать помощником машиниста. Самостоятельное управление многотонным составом неопытному новичку никто не доверит. Для этого придется наработать наезд – определенное количество часов. В среднем это занимает около двух лет, после чего помощник сдает квалификационный экзамен и затем уже работает машинистом.

Должностные обязанности машиниста локомотива

Для начала следует отметить, что “локомотив” это общее название. Оно обозначает и паровозы, и тепловозы, и электровозы. И если первые давно не используются (разве что для съемок в кинематографе), то остальные самоходные транспортные средства активно эксплуатируются. Отличаются они типом мотора – электрическим или внутреннего сгорания. Но в целом обязанности у машинистов тепловоза и электровоза будут примерно одинаковыми, различаются только уровни дохода.

В обязанности машиниста локомотива входит:

  1. управление непосредственно локомотивом и ведение состава (то есть локомотива и прицепленных к нему вагонов),
  2. контроль за состоянием локомотива во время рейса,
  3. контроль за состоянием пути, различных технических устройств, которыми оснащена кабина машиниста, в том числе и средств связи,
  4. устранение выявленных неисправностей, если это можно сделать силами машиниста и бригады поезда,
  5. подготовка локомотива к работе, приемка и сдача транспортного средства в соответствии с имеющимися протоколами.

Кроме того, машинист обязан оценивать состояние не только собственного локомотива, но и другого транспорта, встречающегося ему по пути следования.

Требования к машинисту локомотива

Это достаточно сложная профессия, она требует выполнения однообразных действий, которые могут казаться монотонными. Но при этом машинист должен сохранять концентрацию внимания, что при монотонности работы очень сложно делать. Так что такая профессия подходит далеко не каждому.

От машиниста локомотива требуется наличие следующих качеств:

  1. физическая и психологическая выносливость,
  2. быстрота реакции и ловкость, способность быстро принимать решения,
  3. хорошая координация движений, развитая мелкая моторика,
  4. умение быстро принимать решения,
  5. превосходное зрение и достаточно точный глазомер,
  6. терпение и умение сохранять концентрацию внимания,
  7. хорошая память, причем как зрительная, так и логическая и слуховая,
  8. техническое мышление,
  9. аккуратность и даже педантичность,
  10. ответственность и высокий уровень самодисциплины.

При этом такая работа подходит только тем, кто способен выполнять одни и те же действия в определенной последовательности – многим людям не нравится такая подчиненность алгоритму, но от нее напрямую зависит безопасность движения.

Зарплата машиниста электровоза, тепловоза (локомотива)

Есть люди, которым профессия машиниста противопоказана. В основном это касается тех, кто страдает хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями вестибулярного аппарата, бронхиальной астмой. Не смогут стать машинистами люди с плохим зрением или слухом, а также с заболеваниями позвоночника. Состояние здоровья машиниста проверяет медкомиссия.

Преимущества и недостатки профессии

У профессии машиниста есть свои преимущества и недостатки. К числу преимуществ относятся:

  1. высокий спрос на представителей рассматриваемой профессии,
  2. стабильная зарплата, причем в целом даже выше, чем средняя по стране (для рабочих специальностей),
  3. хороший социальный пакет, в который входит льготное медицинское обслуживание,
  4. наличие льгот, которые в основном касаются бесплатного проезда по железной дороге (например, в отпуск).

Однако у этой профессии есть немало недостатков. Например, сам график выстроен так, что предполагает ночные смены, а это считается вредным для здоровья. Не менее опасной в этом плане считается и работа в условиях постоянного стресса. Не говоря уже о том, что машинисту часто приходится работать в выходные и праздничные дни вместо того, чтобы проводить их с семьей (правда, за работу в этот период он получает компенсирующие выплаты). Частые командировки, ночлег в не самых комфортабельных гостиницах, отсутствие полноценного отдыха – все это тоже относится к недостаткам профессии.

Зарплата машиниста электровоза, тепловоза (локомотива)

Кроме того, машинисты на рабочем месте подвержены постоянному воздействию вибраций и магнитного поля, что может сказываться на состоянии здоровья. Не стоит забывать и о таких вещах как риск аварий или травмы.

Сколько получает машинист электровоза в России?

Средняя зарплата машиниста электровоза в России составляет почти 42 тысячи рублей ежемесячно. Наиболее востребованной эта профессия считается в Московской области и в северных регионах, хотя в принципе можно найти работу практически в любом регионе при наличии соответствующей квалификации и опыта.

Самая высокая зарплата наблюдается у машинистов в Красноярском крае. Она составляет порядка 71 тысячи рублей ежемесячно. Примерно столько же получают машинисты электровоза в Забайкальском крае. В Московской области уровень зарплаты ниже – 63 тысячи рублей. Но он все равно выше, чем средний уровень по другим регионам России. Например, в Костромской области уровень зарплаты составляет 60 тысяч рублей. В Кемерово машинист электровоза получает 53 тысячи рублей, в Санкт-Петербурге, Челябинске, Мурманске – около 50 тысяч рублей. В Белгородской области зарплата такого специалиста составляет порядка 48 тысяч рублей.

Сколько получает машинист тепловоза в России?

Средняя зарплата машиниста тепловоза составляет 34 тысячи рублей. Больше всего вакансий по этой специальности открыто в Кемеровской области и в Республике Бурятия. А вот лидером по уровню зарплат является Ханты-Мансийский АО. Здесь в среднем машинист тепловоза получает 69 тысяч рублей в месяц. На Алтае уровень зарплаты составляет порядка 60 тысяч рублей. В остальных регионах он существенно ниже. Даже в Московской области он не превышает 50 тысяч рублей. Примерно столько же получает машинист тепловоза в Санкт-Петербурге.

Сколько получает машинист в западных странах

В США количество машинистов сокращается в связи с растущим уровнем автоматизации. Тем не менее, пока профессия остается достаточно востребованной. Чтобы стать машинистом, нужно пройти медкомиссию и получить сертификат образовательного курса, основанного Федеральным управлением железных дорог. После окончания курсов машинист будет зарабатывать 55-60 тысяч долларов в год, то есть до 5 тысяч долларов в месяц.

В Германии железнодорожники тоже получают достаточно высокие зарплаты – в среднем у машинистов она равняется 50 тысячам евро в год, а к этому нужно прибавить хороший соцпакет и даже отдых в своего рода здравницах.

Зарплата машиниста электровоза, тепловоза (локомотива)

Отзывы

  1. Работаю машинистом электровоза уже более 10 лет. Начинал как все – с железнодорожного техникума, потом был помощником машиниста около двух лет, потом уже доверили самостоятельно водить состав. Живу в Челябинске, получаю в среднем 52 тысячи рублей в месяц. Для нашего региона это неплохая зарплата, но надо понимать, что у машиниста работа очень тяжелая, и для таких условий с постоянными командировками и ночными сменами это не так уж и много. Раньше еще, когда приезжали в новый для меня город, старался какое-то время уделить знакомству с ним, сейчас стараюсь больше отдыхать, чтобы полностью восстановиться. Что касается социального пакета, то на общем уровне он действительно получается солидным, РЖД все-таки частично поддерживает инфраструктуру здравниц и медучреждений, я даже один раз отдыхал в санатории.
  2.  Я хотел стать машинистом для того, чтобы больше путешествовать. Поездок мне и в самом деле вполне хватает, правда, далеко не всегда они приносят положительные впечатления. В основном это связано с очень насыщенным рабочим графиком и накапливающейся усталостью. Живу и работаю в Красноярске. В месяц получаю 68-69 тысяч рублей, бывает и больше. Все зависит от дальности поездок, от того, были ли ночные смены или работа в праздничные дни (она оплачивается выше, чем обычные). Что касается поездок и знакомства с новыми городами, то большая часть времени у меня уходит на отдых, но я стараюсь и посмотреть что-то из достопримечательностей, если еду в каком-то новом направлении. А мой опыт говорит, что-нибудь интересное можно найти практически везде, если уметь внимательно осматриваться по сторонам (не в ущерб работе, разумеется). Кстати, для машиниста это ценное качество.