Метрополитен есть не в каждом российском городе. Но там, где этот вид транспорта есть, он неизменно пользуется высоким спросом. Например, Московский метрополитен ежедневно обслуживает порядка 8 миллионов пассажиров. При такой серьезной загрузке неудивительно, что две самые востребованные профессии в метрополитене это машинисты и билетные кассиры. И хотя много лет ходят разговоры о том, что их работу можно автоматизировать, вакансии билетных кассиров открыты постоянно. Но насколько хорошо оплачивается такая работа?
Как устроиться билетным кассиром в метрополитен?
Самый высокий спрос на билетных кассиров зафиксирован в Московском метрополитене. Здесь по состоянию на начало 2019 года работают уже более 3 тысяч билетных кассиров и всегда есть вакансии, несмотря на то, что в метрополитене установлены и автоматы по продаже билетов.
В Московском метрополитене был разработан специальный сайт «Работа в метро», на котором можно получить информацию об актуальных вакансиях. Поскольку должность билетного кассира является одной из наиболее востребованных в подземке, эта профессия вынесена на главную страницу. Перейдя по ссылке, можно прочитать требования к билетному кассиру, узнать минимальный уровень зарплаты (он сейчас составляет 32 тысячи рублей) и отправить резюме. В Петербургском метрополитене список вакансий представлен на официальном сайте предприятия.
Особо строгих требований к кассирам метрополитена не предъявляют, для этой работы необязательно иметь высшее образование, достаточно будет и среднего. При этом желателен опыт работы с кассой, знание основ оформления таких операций, компьютерных кассовых программ и т.д. Но последний момент не принципиален — работе с программой могут научить, главное быть уверенным компьютерным пользователем.
В случае, если соискатель подходит по всем параметрам, после чтения резюме его приглашают для собеседования, а по его итогам оформляют трудовое соглашение. Если соискателю повезет, он сможет выбирать из нескольких вакансий ту, что находится ближе всего к его дому.
От чего зависит зарплата билетного кассира
Зарплата кассира состоит из основного оклада и надбавок. Оклад выплачивается за сменную работу. Он может долго не пересматриваться, но зато для него предусмотрена индексация, компенсирующая уровень инфляции в стране. Надбавки же выплачиваются, например, за стаж работы. Кроме того, по итогам календарного года кассиров могут премировать. Что касается места работы, то понятно, что в Московском метрополитене кассиры получают больше, чем, например, в Санкт-Петербурге, хотя и уровень нагрузки здесь значительно выше.
Дополнительные бонусы и преимущества
Главным преимуществом работы билетного кассира является официальное трудоустройство в соответствии с российским законодательством. Это означает, что больничный лист оплачивается, женщина-кассир может спокойно уходить в декретный отпуск и, кстати, ежегодный отпуск тоже соответствует требованиям закона.
Кроме того, к преимуществам работы, например, в столичном метрополитене относятся:
- право на бесплатный проезд в московском метро,
- для жителей пригородов — возможность бесплатного проезда электричкой от места жительства и до места работы,
- льготные путевки в оздоровительный лагерь для ребенка, возможность водить ребенка на занятия в детский клуб при метрополитене,
- льготные отдых в корпоративном оздоровительном комплексе.
В Санкт-Петербурге метрополитен предлагает своим сотрудникам и медицинскую страховку, что тоже очень важно. Также он обеспечивает билетных кассиров формой. При этом метрополитен заботился о своих сотрудниках даже в тяжелые 90-е годы, когда предприятия одно за другим отказывались от своих социальных обязательств. Так что даже многие из тех, кто рассматривали свою работу здесь как временную, сегодня не представляют свою жизнь без подземки.
Сколько получает билетный кассир в метрополитене?
Как уже упоминалось выше, начальный уровень зарплаты кассира составляет 32 тысячи рублей. Опытный кассир может получать 35-36 тысяч рублей, в зависимости от стажа. На некоторые станции требуются кассиры со знанием английского языка (речь идет о станциях в туристических центрах). Зарплата такого сотрудника составляет уже 38 тысяч рублей, а старший кассир и вовсе получает порядка 40-45 тысяч рублей в месяц.
Профессия — билетный кассир метрополитена
Отзывы
- Я пришла работать в Московский метрополитен в середине 1990-х годов, когда после института не могла найти никакой другой работы. Но на самом деле очень быстро втянулась в этот особый ритм, в котором приходится работать. Когда я начинала, работать было намного сложнее, не было такого количества автоматических устройств, и на нашей станции работало меньше касс, чем работает сегодня. Сейчас через нас каждый день проходит не менее 2-3 тысяч человек, я не преувеличиваю. Некоторым еще нужно помочь — они не знают, как пополняется карта «Тройка», не в курсе, что ее нужно активировать, а бывает, что пассажирам требуется еще рассказать про тарифы. Раньше мы бы просто не справлялись с таким потоком, сейчас заторов практически не создается, все работает в слаженном ритме. Работа тяжелая, а у меня на должности старшего кассира тем более. Зарплата в месяц получается чуть больше 40 тысяч рублей. Ну и к этому нужно добавить наш соцпакет, он и в самом деле помогает существенно экономить.
- Я работаю кассиром в метрополитене уже лет пять. Метро это просто удивительный мир. Многие считают, что здесь работать тяжело и скучно. Но на самом деле многое зависит от самого человека. Я понимаю, что для большинства пассажиров утро в буквальном смысле начинается с метро, а, значит, с меня и моих коллег, а потому стараюсь быть всегда приветливой. Но пассажиры тоже разные бывают, некоторые пытаются свою агрессию как-то выплеснуть на кассиров, а это мы, конечно, стараемся всячески пресекать. К счастью, доброжелательно настроенных пассажиров всегда больше. Некоторые стараются пошутить, особенно студенты. Что касается условий труда, то сейчас они заметно улучшились. Даже новая форма выглядит приветливее, чем та, что была раньше. Зарплата в месяц составляет порядка 36 тысяч рублей. Не так много, но есть и другие бонусы, помимо зарплаты.
Работа