Водитель «скорой помощи» – работа важная и невероятно ответственная. Правда, не везде и не всегда она оплачивается должным образом. Так, в России по итогам 2018 года средняя зарплата на такой должности составила всего 22,5 тысячи рублей в месяц, но Минтруда активно обещает некоторое повышение.
Кто может работать водителем «скорой помощи»?
Для того чтобы работать на этой должности, нужно соответствовать определенным квалификационным требованиям. В частности:
- у соискателя должны быть водительские права категории В и С,
- кандидат должен иметь определенный опыт вождения – хотя бы три года,
- он должен пройти специальную подготовку по оказанию экстренной медпомощи (наличие среднего медицинского образования приветствуется).
Правда, выполнение последнего условия можно увидеть нечасто. Регулярно обсуждается возможность того, чтобы на работу брали водителей со средним медицинским образованием в обязательном порядке. Но пока это не установлено на законодательном уровне. Кстати, опыта работы по специальности при наличии такого образования не требуется, только водительский стаж.
Разумеется, при приеме на работу, хотя это и не прописано в правилах, руководство будет проверять, насколько водитель знает город и отдельные районы. Это очень важно, поскольку зачастую от того, когда именно бригада медиков доберется по указанному адресу, зависит жизнь человека. Кроме того, так же важно доставить пациента в больницу как можно быстрее, ведь не всегда необходимая помощь может быть оказана на месте.
Водитель должен также уметь при необходимости ремонтировать вверенный ему автомобиль. И, конечно, как уже говорилось ранее, он должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Что входит в список обязанностей водителя «неотложки»
При приеме на работу водитель должен ознакомиться со своей должностной инструкцией. В ней прописаны все его права и обязанности. Так, чаще всего водитель должен:
- знать не только ПДД и устройство автомобиля, но и топографию населенного пункта, а также расположение всех медицинских учреждений,
- управлять автомобилем во время выезда,
- обслуживать автомобиль, осматривать его перед выездом, заниматься оформлением соответствующих документов, заправлять его бензином и т.д.,
- обеспечивать сохранность всего медицинского оборудования, установленного в автомобиле, за который он отвечает,
- содержать машину в чистоте,
- самостоятельно устранять мелкие поломки, которые не требует вмешательства более квалифицированных специалистов,
- оказывать экстренную медицинскую помощь (например, наложение жгута), помогать остальной бригаде при транспортировке пациентов.
В целом во время выезда по вызову водитель подчиняется врачу и фельдшеру и должен выполнять все их указания.
Как рассчитывается зарплата водителя «скорой помощи»
Российским трудовым законодательством предусмотрено, что заработная плата всех сотрудников станции скорой помощи регламентируется соответствующим положением об оплате труда (и общими нормами Трудового кодекса).
Понятно, что у каждого водителя есть базовая ставка. В то же время на нее начисляются определенные надбавки и доплаты. В разных регионах и даже учреждениях они могут быть разными. Например, кое-где действуют надбавки за участие в реализации федеральных программ, за непрерывный стаж работы и т.д. В других регионах, наоборот, эти выплаты отменяют. Но в то же время могут вводиться надбавки за оказание первичной медико-санитарной помощи, если водитель это делает. Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом, он получает надбавку за работу в ночное время. Она составляет не менее 20% от часовой тарифной ставки и начисляется непосредственно за каждый отработанный ночью час. В некоторых случаях в Положении об оплате труда устанавливают не ниже 20% и не выше 50% от тарифной ставки.
В отдельных регионах установлены выплаты компенсационного характера за работу в тяжелых климатических условиях, чем частично и объясняется перекос в оплате труда по отдельным областям Российской Федерации.
Также компенсационные выплаты устанавливаются за сверхурочную работу и за работу при вредных условиях. Это распространяется на всех работников «скорой помощи», в том числе и на водителей. Под вредными условиями понимается, например, транспортировка людей, больных туберкулезом,– ведь это создает опасность заражения. Также вводится доплата за носилки.
В некоторых учреждениях водители так же, как и остальные его работники, получают премии, но это зависит от того, хватает ли фонда оплаты труда на такие выплаты.
Зарплата водителя «скорой помощи» в России
Часто в сети можно найти статистические данные, которые говорят о том, что средняя зарплата водителя «скорой помощи» в России составила 22,5 тысячи рублей в месяц в 2018 году, что примерно соответствует сумме в 330 долларов. На самом деле этот показатель не отражает реального состояния дел в отрасли. Так, в небольших населенных пунктах водители могут получать только 10-19 тысяч рублей, в зависимости от своей категории и опыта. И это касается, разумеется, государственной медицины. Частные клиники могут организовывать свою службу «скорой помощи». Там к водителям «скорой» предъявляются более серьезные требования, но и зарплата составляет при этом до 70 тысяч рублей в месяц, что даже превышает доход врача на государственной «неотложке».
Лидеры по зарплате
Понятно, что многое зависит от региона. Разумеется, самый высокий уровень оплаты труда можно найти в столице. В Москве зарплата водителя «скорой помощи» составляет в среднем 35-50 тысяч рублей ежемесячно. Такой же остается зарплата водителя и в Московской области. Поэтому на региональном уровне лидер другой. Больше всего получают водители в Амурской области – до 57 тысяч рублей, что только справедливо, учитывая местные условия труда.
Можно было бы подумать, что вторым в списке городов идет Санкт-Петербург, но на самом деле это не так. Практически догоняет Москву город Южно-Сахалинск, где средняя зарплата водителя может составлять 35-47 тысяч рублей. А вот Северная столица в этом списке занимает всего лишь третье место. Здесь зарплата водителя составляет 32-40 тысяч рублей в среднем. При этом, как ни странно, такой же будет зарплата водителя и в Ленинградской области.
Среди городов с достаточно высокой оплатой труда оказалась и Самара – здесь зарплата водителя в среднем составляет 27 тысяч рублей, а вот в Волгограде и Челябинске водитель получает всего 18 тысяч рублей в месяц.
Разумеется, сравнивать нужно исключительно специалистов одного класса. Чем выше квалификация, тем выше оплата труда даже в государственной медицине. При поиске вакансий такого типа следует обращать внимание не только на уровень зарплаты. Требования могут быть разными, да и дополнительный пакет тоже никто не отменял. Например, некоторые частные клиники предлагают зарплату, как в государственных медучреждениях, но водитель при этом получает право на бесплатное питание в корпоративной столовой или на бесплатное лечение в данном учреждении.
Зарплата водителя скорой помощи
Как оплачивается труд водителя в других странах?
В Германии «скорая помощь» называется Deutsche Rote Kreuz (DRK). Этот «Красный крест» является неправительственной организацией. Когда диспетчер принимает вызов, он отправляет на указанный вызов бригаду парамедиков, а те уже на месте решают, справятся ли они сами или им нужен врач, который также приезжает на машине «скорой помощи». При этом водят такой спецтранспорт преимущественно таксисты. Дело в том, что таксисты лучше всех знают город. Кроме того, для них работа в «Красном кресте» считается социальной, а это дает им налоговые льготы. Так что они получают зарплату по основному месту работу и еще что-то вроде 0.5 ставки на «скорой помощи». И по второму месту работы зарплата составляет порядка 1850-1900 евро в месяц. В Германии существуют и другие неправительственные организации, оказывающие экстренную медицинскую помощь, но уровень оплаты труда там примерно такой же.
Во Франции «скорая помощь» устроена несколько иначе. В составе бригады там нет врача в прямом смысле этого слова. Да и сам вызов «скорой помощи» является платным – как для самих французов, так и для туристов. Водители в такой организации, по сути, выполняют функции таксиста на автомобилях, оборудованных для перевозки пациентов, поэтому заработная плата сравнительно невелика, она составляет в зависимости от региона до 2000 евро. Кстати, пожарные машины оборудованы также и для перевозки пациентов, и часто выполняют функции «скорой помощи».
В США система скорой помощи построена не так, как в России или в европейских странах. Здесь бригады работают при соответствующих больницах. В составе бригады врачей нет, обычно на вызов приезжают только два человека – это парамедик и техник-водитель. Причем первый оказывает базовую медпомощь, а второй только управляет автомобилем и отвечает за погрузку-выгрузку носилок с пострадавшим. И при том, что в среднем в медицинской сфере в США зарплаты достаточно высоки, здесь водитель получает около 30-45 тысяч долларов в год, то есть в среднем примерно 3-3.5 тысячи долларов в месяц.
В любом случае водитель «скорой помощи» в западных странах – профессия если и не престижная, то довольно респектабельная, поскольку вызывает уважение в обществе. Кроме того, хотя она и не приносит большого дохода, но водители могут рассчитывать на определенные бонусы. Например, во Франции и США это льготное медицинское страхование, что очень важно, учитывая уровень стоимости медицины в этих странах. В Германии им предоставляется и оплачиваемая корпоративная связь.
Дополнительные преимущества
Хотя труд водителя «скорой помощи» в России сегодня оплачивается не самым лучшим образом, ему все-таки положены кое-какие дополнительные преимущества. Это, например, увеличенная на 6 дней продолжительность отпуска (она составляет 28 календарных дней). Если водитель в течение года выполнял обязанности санитара при транспортировке пациента с инфекционным заболеванием, то к отпуску добавляют еще 12 дней. А если он эти обязанности выполнял при перевозке человека с психическим заболеванием, то к отпуску прибавляется целых 30 дней.
Минусы работы водителем «скорой помощи»
В настоящее время отечественные условия труда на данной должности значительно улучшились, но они по-прежнему далеки от идеала. Во-первых, премии платят довольно редко, поскольку фонд в основном уходит на компенсационные доплаты. Во-вторых, в условиях большого города это все-таки крайне стрессовая работа. Ведь даже самый квалифицированный водитель, который хорошо знает топографию местности, не застрахован от транспортных пробок и ДТП на дорогах. Да, у него есть при этом определенные преимущества, но часто даже несколько лишних минут, которые приходится потратить на решение таких проблем, могут стоить пациенту жизни.
Что касается ДТП, то раньше водителям, допустившим аварию, еще и приходилось ремонтировать автомобиль за свой счет. Теперь, конечно, всем этим занимаются страховые компании, но водитель может быть уверен, что премии его за это точно лишат.
За что инспектор ДПС может оштрафовать водителя скорой помощи
В холодное время года, когда водитель «скорой помощи» ожидает бригаду, отправившуюся к пациенту, он не глушит машину. Это помогает и быстрее отправиться в больницу или по следующему вызову, и позволяет согреться. Но есть нормы расхода топлива, и их превышение водителю придется оплачивать из своей зарплаты.
Ссылки для чтения
Изнанка работы водителем скорой помощи на «Эхо Москвы»
https://echo.msk.ru/programs/iznanka/2628208-echo/
Как работают водители скорой. Интервью на ГАЗЕТА.РУ
https://www.gazeta.ru/auto/2015/09/30_a_7788047.shtml