Многие мальчики хотят стать пилотами коммерческой авиации, поскольку мечтают о дальних странствиях. В более взрослом возрасте профессия пилота тоже кажется привлекательной, поскольку в этой отрасли зарплаты выше, чем во многих других. Правда, и ответственность здесь тоже очень велика.
Где учиться и как найти работу
Обучение
Для того, чтобы стать пилотом, нужно идти в летное училище – их в стране несколько. Но принимают туда не всех, поскольку у будущих пилотов должно быть хорошее здоровье и далеко не все абитуриенты проходят медкомиссию. Кроме того, в летном училище обычно большой конкурс — недостатка в желающих поступить эти заведения не испытывают, и поэтому многие молодые люди сначала идут служить в армию (это дает определенные преимущества при поступлении).
Для выпускников школы обучение в летном училище длится почти три года, что неудивительно, поскольку на первом курсе преподают множество общих теоретических дисциплин, а также такие необходимые пилоту науки как аэронавигация, метеорология и т.д. И только со второго курса начинаются специальные предметы и практика, то есть первые летные часы.
По окончании училища выпускник получает диплом и свидетельство, дающие ему право работать пилотом коммерческих авиалиний.
Дополнительное образование
Теоретически, он уже может искать работу пилота, но на практике если пилот хочет устроиться в хорошую компанию, ему придется дополнительно окончить курсы, на которых готовят к международным полетам. Кроме того, от него требуется знание английского языка, так что нужны будут еще и эти курсы (впрочем, их можно совмещать с обучением в летном училище).
Экзамены в авиакомпанию и еще курсы
Чтобы устроиться на работу в хорошую авиакомпанию, нужно будет сдавать экзамены, в частности, уже упомянутые выше дисциплины вроде метеорологии. По результатам этих экзаменов пилота зачисляют на базовые курсы подготовки, поскольку определенные модели воздушных суден (например Boeing 757) могут иметь свои особенности, и даже опытному пилоту, работавшему ранее на других самолетах, не все нюансы будут известны.
После курсов еще какое-то время пилот летает в сопровождении инструктора и так называемого safety pilot — специалиста, который контролирует действия летчика. А после того как все экзамены будут сданы, пилот получит еще одно свидетельство, подтверждающее его право управлять самолетами данного типа. С этого момента и начинается настоящая работа.
10 глупых вопросов пилоту
Особенности работы пилотов
В каждой компании работа может быть построена по-своему. Но в основном, с учетом того, что везде есть регулярные рейсы, жизнь пилотов очень сильно привязана к этому расписанию. Бывает так, что в течение месяца они дома бывают не больше недели.
Отдых в работе
Это не означает, что пилоты совсем не отдыхают. Наоборот, для них предусмотрена определенная норма отдыха. По правилам пилот должен работать не дольше 12 часов подряд, после чего ему положен отдых продолжительностью в те же 12 часов. Поэтому, если речь идет о дальних полетах, то часто компании отправляют сразу два экипажа. Когда пилоты из первого состава взлетают, их заменяют пилоты второго — они управляют авиалайнером в воздухе.
На обратном направлении происходит аналогичная смена пилотов. После долгого полета появляется возможность полноценного отдыха в пункте назначения. Многие пилоты используют это время для того, чтобы немного осмотреться в другой стране, погулять по городу и т.д.
Подготовка к полету
Интересно, что в работе пилота подготовительный этап перед рейсом зачастую занимает не меньше времени, чем сам полет. В среднем такие работы начинаются за пару часов до отправки рейса. Для начала летчикам предстоит получить полетную документацию.
Также нужно провести совещание с командиром и коллегами, если рейс предстоит сложный, а есть и такие аэродромы, заходы на которые отрабатываются на тренажере (например, австрийский Инсбрук). Бывает, что и сам по себе аэропорт несложный, но для летчика он новый, поэтому пилот-инструктор должен ввести его в курс дела.
Если же рейсы стандартные, то подобные совещания проходят быстро. Но пилот должен получить документы с необходимой для навигации информацией. После этого по российским нормам он обязательно должен пройти медосмотр, во время которого ему измеряют артериальное давление и пульс. Конечно, врач может провести обследование и на наличие алкоголя в крови, но в в этом, как правило, нет необходимости.
Ответственность
На капитане лежит большая ответственность, чем на других членах экипажа. Он перед рейсом должен полностью осмотреть самолет снаружи, чтобы вовремя обнаружить наличие дефектов. Второй пилот в это время часто проверяет оборудование в самой кабине, отвечает за заправку топлива. Если у него что-то вызовет сомнения, он должен доложить командиру, а тот уже вызывает техников, которые будут либо устранять поломку, либо просто заносить ее в список отложенных дефектов, поскольку с незначительными неисправностями самолет вполне может эксплуатироваться какое-то время.
Интервью с капитаном Airbus. Сколько получают пилоты и какие минусы
Что влияет на заработок пилота?
Доход пилота, независимо от того, где он работает, состоит из трех основных частей:
Оклад
Поскольку на рынке основными работодателями являются частные авиакомпании, у каждой из них может быть своя политика в отношении зарплаты, и оклад назначается с учетом опыта пилота, того количества часов налета, которые у него уже имеются и т.д. Также размер оклада напрямую определяется должностью. Раньше, когда действовали еще советские нормы, на борту должны были быть не только командир и второй пилот, но и штурман, инженер-техник и радист. Сейчас, даже несмотря на всю технику, в кабине все еще должны находиться как минимум двое – командир и второй пилот, а кроме них только бортпроводники, а в некоторых компаниях есть еще техник. У него самая низкая зарплата, а самая высокая – у капитана. Второй пилот может претендовать на повышение должности и зарплаты только после того, как налетает определенное количество часов (обычно не менее 4 тысяч налета).
Налет
Тут все зависит от того, где и как работает сама компания. Например, есть такие, которые совершают только короткие рейсы внутри страны, и чтобы налетать норматив в 80 часов в месяц, пилоту приходится буквально жить в самолете, поскольку он почти не бывает дома. Но бывает, что в компании рейсы длиннее, поэтому за 10 перелетов можно отработать положенную норму.
Премия
Здесь тоже все индивидуально. Есть авиакомпании, в которых премия составляет всего 18-20% от оклада, а есть и такие, в которых выплачивают до 40%. Иногда пилотов лишают премии в основном из-за нарушения трудовой дисциплины, опозданий и, конечно, если произошла поломка техники по вине сотрудника.
Разумеется, при этом нужно смотреть и на другие условия – например, как часто компания меняет форму пилотов, как организовано питание на борту (бывает, что его стоимость просто компенсируют какой-то денежной суммой). Конечно, для пилотов важен не только материальный фактор, но и безопасность, так что при выборе компании нужно знать, на какой технике он будет летать, насколько компания следит за ее состоянием.
Суммы дохода российских пилотов
В общей сумме заработок пилота в области коммерческих перелетов составляет 75-80 тысяч рублей, но в целом разброс показателей велик, поскольку важно еще и то, где именно работает летчик, в каком регионе живет и т.д. Принцип прост – вдали от московских аэропортов летчикам платят не так уж много.
Москва
Действительно, в Москве средний заработок второго пилота на таких рейсах составляет 200-205 тысяч рублей, в то время как командиру экипажа начисляют в полтора раза большую сумму, уже около 300 тысяч рублей. Хотя если пилоту повезло устроиться в солидную зарубежную компанию, то зарплата в 400-500 тысяч рублей тоже вполне вероятна.
Санкт-Петербург и регионы
В то же время в Северной столице уровень оплаты труда значительно ниже — второй пилот в Питере получает 112 тысяч рублей, командир экипажа — 195 тысяч рублей. На таком же уровне находятся доходы пилотов в столице Татарстана. А вот в Новосибирске или Волгограде второй пилот получает уже 75-80 тысяч рублей. По статистике, хорошо оплачивается работа пилотов, которые совершают международные рейсы или просто дальние перелеты по стране. Короткие местные перелеты оплачиваются значительно хуже. Кроме того, больше зарплата у тех летчиков, которые совершают вылеты из столиц, в том числе и региональных, чем из небольших провинциальных городов.
Зарплата пилота в «Аэрофлоте»
У каждой компании своя зарплатная политика. Например, «Аэрофлот» является лидером на этом рынке, и эта же компания предлагает своим работникам самые высокие оклады. Но и здесь все определяется показателями налета, если он будет выше 90 часов, то заработок составит 350-400 тысяч рублей. Кроме того, пилоты получают соцпакет, в который входит бесплатное медобслуживание, причем не только для самого летчика, но и для членов его семьи, оплаченные отельные номера, предназначенные для отдыха и т.д. Сумма такого соцпакета сама по себе ежегодно может достигать солидного размера, сопоставимого с тринадцатой зарплатой.
У пилотов есть возможность досрочно выйти на пенсию после того, как на их счету будет 6 тысяч часов налета. Но многие не пользуются этой возможностью, а предпочитают работать, пока позволяет здоровье. Хотя определенный возрастной лимит есть: для командиров это 65 лет, и только если они успешно пройдут медкомиссию.
Оплата труда пилотов на Западе
Профессия пилота считается опасной, но престижной, и поэтому практически в любой стране мира она оплачивается хорошо. Например, в Америке почасовая тарифная ставка для пилота после увеличения в 2016 году в среднем достигает 250 долларов, причем обязательное количество летных часов даже меньше, чем в России. Оно составляет 65 часов.
Разумеется, на Западе также есть различия и оплаты труда в политике разных авиакомпаний. Например, в Юнайтед Эйрлайнз пилоты имеют почасовую ставку в 270 долларов, что в сумме ежемесячно равняется 27 тысячам долл. США. Для командира ставка выше — 328 долларов в час, и в месяц он получает порядка 33 тысяч долларов. Примерно столько же — 240 долларов в час – зарабатывают пилоты Люфтганзы, крупнейшей европейской авиакомпании.
Еще одна большая авиакомпания Финнейр ежемесячно выплачивает пилотам около 4600 евро, но при этом им еще положены различные льготы, в том числе к зарплате прибавляется определенная сумма (примерно 1/6 ее часть) на транспортные расходы (или летчик получает возможность передвигаться по городу на принадлежащем корпорации автомобиле).
Пилот Аэрофлота про тяжелую работу, зарплату…
Популярные инстаграм аккаунты
PilotPatrick — более 700 тыс. подписчиков
https://www.instagram.com/p/B6ic1ddCd1D/?utm_source=ig_web_copy_link
Юрий Яшин — самый популярный инстаграм российского пилота
https://www.instagram.com/p/B5H0B2jFrJj/?utm_source=ig_web_copy_link
Гийом Лаффон французский пилот индийского происхождения
https://www.instagram.com/p/B5arhWIHTLz/?utm_source=ig_web_copy_link
Отзывы
- Я начал работать по специальности сразу после училища, но два года летал на грузовом самолете, пока проходил дополнительное обучение, учил иностранный язык и т.д. Только после этого я разослал резюме в крупные компании и получил через несколько месяцев работу в «Аэрофлоте». Тогда, в начале 2000-х годов, уровень зарплаты был гораздо ниже, чем сегодня. За последние несколько лет зарплаты подняли, но в среднем летчики получают значительно меньше своих западных коллег. Например, у меня в месяц доход в среднем (в зависимости от конкретной ситуации) составляет 190 тысяч рублей, иногда чуть больше, но и это тоже просто нельзя сравнить с той же Люфтганзой, где в месяц можно заработать порядка 24-25 тысяч долларов. А ведь это тяжелая работа, и ответственность у пилота большая — он в прямом смысле слова отвечает за жизни нескольких десятков людей.
- Я довольно быстро нашел работу в коммерческой авиации после окончания училища, поскольку тогда как раз был дефицит кадров. Позже я сменил несколько авиакомпаний, стараясь найти условия получше. Сейчас у меня зарплата составляет в среднем 220 тысяч рублей в месяц (это вместе с премией). Есть и более высокие зарплаты, но меня привлекает основательный соцпакет, более приемлемый для меня лично график работы, потому что мне хочется все-таки почаще бывать дома и видеться с семьей. Конечно, летная романтика это прекрасно, но со временем понимаешь, что в жизни есть и более важные вещи. Хотя работу я свою люблю, и вряд ли смог работать где-нибудь еще. Недаром многие пилоты, даже завершившие карьеру, идут преподавать — очень тяжело окончательно расстаться с этой профессией, несмотря на все ее недостатки.
Что еще можно почитать в интернете:
Откровенное интервью пилота «Аэрофлота»
https://theins.ru/confession/91372
Тинькофф журнал: Сколько зарабатывает пилот
https://journal.tinkoff.ru/pilot/