Работу машиниста локомотива нельзя назвать легкой. Но она неплохо оплачивается, и многих привлекает возможность управлять такой сложной техникой и постоянно бывать в разных городах.
Что нужно для того, чтобы стать машинистом?
Для того, чтобы стать машинистом, высшее образование иметь не нужно, но профессиональная подготовка является обязательной. У тех, кто хочет стать машинистом, есть два варианта — получить начальное профессиональное образование в железнодорожном колледже или среднее образование в этом же учебном заведении, но по другой специальности. Начальное образование означает, что выпускник получает специальность помощника машиниста (но нужно обратить внимание на один нюанс — в эту категорию включаются сразу три специальности — это помощник машиниста локомотива, тепловоза или электровоза, что, соответственно, повлияет и на дальнейшее трудоустройство).
Среднее образование позволяет получить квалификацию техника, но работать обычно все равно начинают с должности помощника машиниста. Кроме того, помимо наличия соответствующего образования, есть и другие требования. В первую очередь это хорошее физическое и ментальное здоровье.
История машиниста
Кандидат на должность машиниста обязательно должен пройти медкомиссию перед приемом на работу, а еще сдать экзамен для подтверждения квалификации. После этого его берут в депо на стажировку, которая длится несколько месяцев. По ее итогам машиниста могут взять на постоянную работу, если его непосредственный руководитель напишет соответствующую рекомендацию.
Противопоказания для профессии
Есть целый ряд заболеваний, при которых профессия машиниста поезда противопоказана. В частности, к их числу относятся нарушения зрения (причем речь идет не только об остроте зрения, но и об искажении цветоощущения и патологиях бинокулярности), заболевания сердечно-сосудистой системы, проблемы с вестибулярным аппаратом, а также с позвоночником, особенно если они прогрессируют и затрудняют движение. Также профессия машиниста противопоказана людям, страдающим бронхиальной астмой, хроническими заболеваниями органов слуха и дыхательной системы.
Должностные обязанности
Казалось бы, от машиниста поезда требуется только одно – грамотное и аккуратное управление локомотивом. Но на самом деле список его должностных обязанностей гораздо шире, и от машиниста также требуется:
- проверять состояние техники перед выездом,
- готовить локомотив к работе, а по окончании рейса — сдавать технику принимающему,
- обеспечивать безопасность движения в пути,
- контролировать состояние локомотива в пути,
- устранять возникшие неисправности (причем не только на самом локомотиве, но и в подвижном составе при условии, что эти неполадки возникли в дороге, ведь перед выездом машинист должен был все проверить),
- оформлять техническую документацию для изготовления новых деталей эксплуатируемой техники,
- проверять состояние устройств связи, путей, по которым следует поезд, других узлов и устройств, и даже контролировать состояние встречных поездов.
Понятно, что выполнение всех этих обязанностей требует от машиниста поезда достаточно высокого уровня квалификации, а многие знания и навыки приходят только с опытом. Неслучайно карьеру в этой отрасли начинают с должности помощника.
Плюсы и минусы профессии машиниста
Эту профессию не назовешь престижной, но она относится к числу наиболее востребованных на рынке. Спрос на представителей данного направления есть всегда. К числу прочих преимуществ профессии относятся:
- достаточно высокий уровень оплаты труда,
- официальное оформление и достойный соцпакет,
- наличие различных льгот, в том числе и тех, что касаются медобслуживания.
К сожалению, отрицательных сторон у здесь тоже немало. К их числу относятся:
- высокая ответственность,
- сложный график работы, в том числе приходится работать и в выходные, и праздничные дни, что не всегда дает возможность побыть с семьей,
- высокий уровень стресса,
- риск развития профессиональных заболеваний из-за постоянного воздействия вибрации и магнитного поля,
- риск аварии, что связано не только с административной ответственностью и материальным ущербом, но и с получением травм.
Так что перед тем, как выбрать такую работу, нужно взвесить аргументы «за» и «против».
Квалификационные категории
Машинистам присваиваются три квалификационные категории. От этого напрямую зависит зарплата.
Третий класс
Сначала машинист получает третий класс. Главное требование — отработать два года с момента окончания учебного заведения. Но сначала придется поездить помощником машиниста, потом уже руководство доверит самостоятельное управление электричкой. С третьим классом у машиниста будет больше практики, хотя обычно такие сотрудники все равно водят электрички или грузовые составы, с рейсами на коротких расстояниях.
Второй класс
Второй класс дается только через два года с момента получения третьего. Тут уже машинисту доверят водить пассажирские составы.
Первый класс
Через три года машинист может получить первый класс, что уже даст возможность совершать дальние рейсы и управлять самой современной техникой вроде поездов «Сапсан».
Понятно, что уровень квалификации машиниста на каждом этапе строго проверяется. Такой специалист должен разбираться в устройстве и конструктивных особенностях разного типа техники, в наиболее характерных неисправностях и причинах их возникновения.
Также он должен хорошо знать регламент действий, предусмотренный РЖД как для обычного движения, так и для аварийных ситуаций, а также все правила эксплуатации состава и техники безопасности на железной дороге. Он должен уметь работать с технической документацией, а время от времени машинисту надо проходить курсы повышения квалификации, ведь технический прогресс никогда не стоит на месте.
Сколько получают машинисты поезда в России?
Для этой профессии географический фактор имеет серьезное значение. Но у тех, кто работает в Москве, нет существенных преимуществ. Они есть только у тех, кто работает на Севере, поскольку в этом случае зарплата начисляется с повышающим территориальным коэффициентом за работу.
Москва
Так, в Москве минимальный уровень зарплаты машиниста — 39 тысяч рублей (это для третьего класса). Специалисты второго класса получают 56 тысяч рублей, а первого — 122 тысячи рублей. А вот в Красноярске действует территориальный коэффициент, и здесь минимальный уровень оплаты — 50 тысяч рублей, а дальше — 71 тысяча рублей и 150 тысяч рублей соответственно. Чуть меньше зарплаты машинистов в Омске, но уровень доходов здесь все равно несколько выше, чем по стране в целом.
Регионы
В большинстве регионов машинист третьего класса получает 32-39 тысяч рублей. Для машиниста второго класса средний уровень заработка составляет 50-58 тысяч рублей. Ну а для специалистов первого класса этот показатель составляет в среднем 100-115 тысяч рублей.
Влияние типа перевозок
Сумма дохода зависит от конкретных рейсов. На дальних рейсах платят больше. Влияет на оклад и сам тип поездов. Больше получают работники уже упомянутых выше «Сапсанов». Уровень доходов конкретного специалиста зависит и от таких факторов, как работа в ночные часы и в праздничные дни (за это идет оплата по двойной тарифной ставке).
Также на уровень зарплаты влияет стаж. И, наконец, на РЖД предусмотрены ежеквартальные и годовые премии. А к отпуску машинисту положена матпомощь.
Зарплата машиниста в США, Канаде и Германии
В США машинист локомотива зарабатывает около 5 тысяч долларов в месяц. Эта довольно престижная профессия, и оплачивается она соответственно. В Канаде зарплата составляет в среднем 8000 канадских долларов. В Германии уровень доходов немного меньше — порядка 3000 евро.
Видео
Машинист поезда
Жит и быт в локомотиве
Работа локомотивной бригады
Отзывы
- Мой отец работал машинистом, и я решил пойти по его стопам. Поэтому сразу после школы пошел в железнодорожный техникум, получил квалификацию помощника машиниста, и через пару лет уже сам стал машинистом, но только после того как успешно сдал экзамен. Сейчас у меня уже второй класс, но скоро смогу претендовать на первый. Средняя зарплата составляет порядка 55 тысяч рублей, но еще у нас очень хороший соцпакет. Мне эта работа нравится, это только кажется, что она монотонная, а на самом деле в дороге скучать не приходится. Даже если все время водишь составы по одному и тому же маршруту, условия везде разные. А ведь бывает, что и на другие рейсы ставят, и тогда появляется возможность еще немного посмотреть страну. Правда, когда добираешься до пункта назначения, бывает и так, что думаешь только о том, чтобы наконец-то выспаться. Но иногда есть время погулять по новому городу, открыть для себя новые уголки даже в тех местах, где уже раньше бывал.
- Я работаю машинистом уже двенадцать лет, недавно получил первый класс. Зарплата составляет порядка 110 тысяч рублей в месяц. Конечно, тут высокие риски и ответственность. Но и уровень зарплаты достаточно высокий, с учетом того, что диплом о высшем образовании не требуется. Мне иногда приходится работать в праздничные дни, полноценный отдых это тоже проблема, потому что бывает, что перерыв между рейсами совсем небольшой. Это два самых главных минуса в моей работе, поскольку у меня маленький ребенок, и мне бы хотелось проводить больше времени с семьей. Но в целом я работой доволен, мне нравится управлять составом, я люблю дорогу, никакой рутины и однообразия я здесь не вижу. Конечно, творческой эту профессию не назовешь, но и скучно здесь тоже не будет!
Что еще почитать
Сколько зарабатывает машинист поезда. Яндекс Дзен
Вакансии РЖД
Эту профессию не назовешь престижной? Это и есть одна из самых престижных профессий. Ответственная работа сама по себе подразумевает престиж. Или работать среди офисного планктона более престижно? Никого не хотел обидеть.