Многофункциональные центры были открыты для того, чтобы упростить для граждан России процедуру обращения в государственные органы по тем или иным вопросам. Считается также, что работа МФЦ помогает предотвратить коррупцию, как минимум на низовом уровне. Тем не менее, рядовые сотрудники МФЦ получают не такие уж высокие зарплаты. Насколько перспективным является в карьерном плане это направление? Об этом речь пойдет ниже.

Что такое МФЦ?

Такие центры работают по принципу «единого окна», то есть под одной крышей собраны все государственные и муниципальные услуги. Здесь граждане могут получить гражданский или заграничный паспорт, здесь же оформляются документы, связанные со вступлением в брак, решаются различные налоговые вопросы, регистрируется недвижимость. И даже если человеку нужно стать в очередь, чтобы оформить ребенка в детский сад – этим тоже занимается МФЦ. Специалисты такого центра работают как с физическими, так и с юридическими лицами. Считается, что и для граждан, и для предприятий это значительно сокращает сроки бумажной волокиты, хотя на самом деле даже при некотором снижении уровня бюрократической рутины никто не отменяет необходимости в оформлении огромного количества заявлений и документов.

Как устроена система?

В каждом городе России есть филиал МФЦ или даже сразу несколько отделений, в котором работает определенное количество «окон» (всего их может быть от двух до десяти, в зависимости от размеров учреждения).

В таких филиалах работают:

  1. Администраторы, то есть сотрудники, в задачи которых входит поддержание порядка в зале. Они помогают посетителям – подсказывают, как регистрируются в электронной очереди, к кому нужно обратиться по тому или иному вопросу и т.д.,
  2. Специалисты МФЦ — это сотрудники, которые занимаются конкретными вопросами и обращениями граждан, оказывают консультационные услуги, принимают установленные инструкциями и законами документы,
  3. Юрисконсульты — эти специалисты за отдельное вознаграждение заполняют документы по поручению заявителей, передают пакеты в соответствующие органы и возвращают обратившимся гражданам официально оформленные решения по их вопросам.
  4. В отделении или филиале также должен быть руководящий персонал. Возглавляет филиал МФЦ директор, его назначает главное управление. Стать директором МФЦ может только специалист с высшим образованием в области госуправления (допускается экономическое или инженерно-экономическое образование). У директора должен быть заместитель, которого назначают по согласованию с главным управлением.

Сами директора наделены достаточно широкими полномочиями. Они должны организовывать работу МФЦ, координировать действия сотрудников, способствовать повышению качества оказываемых услуг, обеспечивать вверенный им филиал оргтехникой и всеми необходимыми материалами. В связи с тем, что законодательство меняется довольно часто, возникают какие-то новые нюансы, директоры должны следить за тем, чтобы работники центров своевременно проходили курсы повышения квалификации. Также следует отметить, что кадровая политика каждого отдельного филиала также находится в ведении руководителей этого звена.

Другие профессии:  Сколько платят заслуженным и народным артистам России

Должностные обязанности специалистов МФЦ

В общем виде в должностные обязанности специалистов МФЦ входят следующие пункты:

  1. осуществление правовой экспертизы договоров и других документов, которые подают граждане,
  2. камеральная проверка документов, которые подаются гражданами, в том числе на соответствие требованиям нормативных актов,
  3. регистрация обращений граждан в соответствующих журналах,
  4. занесение информации из первичных документов в базу данных,
  5. разъяснение гражданам требований нормативных актов,
  6. взаимодействие с соответствующими органами по вопросам предоставления конкретных госуслуг.

Юрисконсульты могут участвовать в переговорных процессах, разрабатывать проекты различных документов, в том числе договоров. Они могут выступать в суде в качестве представителя МФЦ. Также они консультируют по различным правовым вопросам сотрудников центра.

В некоторых филиалах работают не только специалисты, операторы и юрисконсульты, но и курьеры. В таком случае они занимаются доставкой бумажных документов в соответствующие организации, ведут реестр входящих и исходящих документов, выполняют другие поручения руководства.

Как устроиться на работу в МФЦ?

Для того, чтобы устроиться на работу в региональный филиал МФЦ на должность администратора, оператора или специалиста обязательно нужно иметь высшее образование. Однако для этих должностей конкретная специализация значения не имеет. А вот юрисконсульту нужно иметь высшее юридическое образование, в то время как директору – высшее образование в сфере госуправления или экономики. При этом требованиями не прописано наличие опыта работы в соответствующей должности, но на практике он имеет значение.

Дело в том, что как и для других категорий госслужащих, устройство на работу в МФЦ осуществляется на конкурсной основе. И при отборе будут иметь значение и стаж работы на аналогичной должности, в том числе в государственных структурах, и уровень образования (в частности, второе высшее образование – юридическое или экономическое – является преимуществом).

Для участия в конкурсе соискатели заполняют анкету. Кроме того, им нужно пройти тестирование, которое поможет оценить уровень компетентности соискателя именно в этой области госуправления.

Преимущества и недостатки работы в МФЦ

У каждой профессии есть свои преимущества и недостатки. У специалистов МФЦ хватает отрицательных сторон работы – например, хронический стресс, вызванный негативным отношением со стороны заявителей, частыми конфликтами и т.д. Но у работы в МФЦ есть и свои преимущества. К их числу относятся:

  1. официальное трудоустройство, которое подразумевает наличие оплаченного отпуска и больничных,
  2. стабильный доход, причем он регулярно индексируется в зависимости от уровня инфляции,
  3. полный соцпакет,
  4. возможность повышения квалификации за счет работодателя,
  5. увеличение дохода одновременно с увеличением выслуги лет,
  6. возможность премирования — в каждом центре это ограничено выделяемым бюджетом, но в целом везде есть система материального поощрения тех специалистов, которым удастся сократить до минимума время на обслуживание одного клиента.
Другие профессии:  Директор школы: финансовые аспекты заработка

При этом отпуск у сотрудников МФЦ длиннее, чем обычно у госслужащих – 30 дней, и его можно разделить на две части, что очень удобно для тех, кто планирует отдых в соответствии со школьными каникулами.

К числу недостатков работы следует отнести не слишком впечатляющие перспективы карьерного роста (впрочем, как и на любой другой госслужбе, где продвижение всегда идет гораздо медленнее, чем в частных компаниях), а также большую загруженность.

Сколько получают сотрудники МФЦ?

Следует отметить, что в этой сфере нет такого четкого лидерства столицы, как по другим профессиям. Здесь зарплата, скорее, зависит от статуса МФЦ. Как и везде на госслужбе, она состоит из должностного оклада и надбавок, которые платят за выслугу лет, за интенсивность труда и т.д. (в соответствии с условиями коллективного договора).

При этом конкретный уровень зарплаты напрямую зависит от занимаемой должности. Например:

  1. оператор колл-центра МФЦ, то есть самое нижнее звено в этой системе, получает в среднем 17-25 тысяч рублей, в зависимости от статуса организации, от стажа работы и т.д.,
  2. администраторы, работающие непосредственно в зале, получают столько же, 17-25 тысяч рублей,
  3. специалисты МФЦ (в некоторых филиалах их называют экспертами), которые занимаются непосредственно обработкой документов, получают 25-40 тысяч рублей,
  4. специалисты отдела снабжения (их также иногда называют менеджерами по закупкам) зарабатывают ежемесячно порядка 23-45 тысяч рублей,
  5. специалисты экономической службы (эта должность имеется не в каждом отделении) зарабатывают 38-60 тысяч рублей,
  6. юрисконсульт, в зависимости от выслуги лет, также зарабатывает 35-60 тысяч рублей.

В некоторых отделениях предусмотрена должность психолога с зарплатой 30-40 тысяч рублей. В других – инженеров (в том числу и по коммуникациям). Они могут зарабатывать 30-50 тысяч рублей. При этом в Москве средний уровень зарплаты сотрудника МФЦ составляет 40 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – 30 тысяч рублей, в остальных регионах 25-30 тысяч рублей, то есть особого разброса показателей в этой области нет.

Это что касается квалифицированных сотрудников. Однако в МФЦ также работают охранники, средняя зарплата которых составляет 25 тысяч рублей, а также курьеры – до 20 тысяч рублей. Уборщицы есть в любом отделении, их зарплата составляет в среднем 17 тысяч рублей.

Что касается руководства, то понятно, что такие сотрудники выделяются в отдельную категорию. Зарплаты директоров филиалов и их заместителей не афишируются, но принцип расчета тот же самый, что и для других служащих, то есть оклад и надбавки, в том числе и за наличие ученой степени.

Другие профессии:  Зарплата в "Магните"

Отзывы

  • Я работаю в МФЦ специалистом по работе с физическими лицами. До этого я уже работала в различных государственных учреждениях – это дало мне преимущества при трудоустройстве. Ну и у меня есть выслуга лет, так что в целом это повлияло даже на зарплату. В среднем у меня в месяц выходит около 40 тысяч рублей. При этом загруженность на работе большая – мы имеем дело с очень масштабным документооборотом, и нам еще приходится заниматься сопутствующими проблемами – например, архивированием каких-то дел. Для меня преимуществом работы в МФЦ является стабильная зарплата, кроме того это выгодно чисто географически – я живу недалеко от самого здания, так что не надо тратить время и деньги на переезд, могу пешком ходить. Ну и у нас в городе не так много предприятий, которые могли бы предложить то же, что и МФЦ, то есть стабильный доход, премию (пусть и не очень большую), какие-то социальные гарантии и длинный отпуск.
  • Я работаю в филиале МФЦ юристом. У меня довольно обширная сфера обязанностей, тут ничего не скажешь – нужно проверять различные документы, особенно те, что связаны с хозяйственной деятельностью, с закупками и т.д., консультировать специалистов, контролировать те документы, которые попали на подпись к руководству, то есть обязанностей хватает. Но я всю жизнь после окончания университета работаю юристом в государственных учреждениях, у меня большой стаж работы, так что даже без премии выходит 50 тысяч рублей в месяц, а с премией даже больше. Это не так чтобы много, но за пределами столицы выходит достаточно солидная сумма. Ну и мне просто нравится здесь работать, потому что коллектив подобрался хороший, дружный, для меня это важно. Опять же стабильный доход, наличие социальных гарантий – по нынешним временам это очень хорошие условия.