Многие люди считают, что профессия проводника в поезде если и не слишком хорошо оплачивается, то по крайней мере интересна. Ведь можно много путешествовать, постоянно общаться с новыми людьми. На самом деле она требует от человека большой физической выносливости, а также навыков одновременно официанта, грузчика, психолога и даже детектива.
Должностные обязанности проводника
Проводник пассажирского поезда это профессия, которая требует внимательности и ответственности. Проводник не просто обеспечивает пассажирам комфортный проезд, он отвечает за их безопасность, поэтому в определенном смысле ему нужно обладать задатками психолога и даже полицейского детектива. Проводник пассажирского поезда обязан:
- Контролировать посадку и высадку пассажиров, проверяя при этом билеты и документы,
- Предоставлять пассажирам информацию о том, что поезд прибыл в пункт назначения,
- Обеспечивать соответствующее нормам санитарное состояние вагона (на практике это означает, что он должен убирать в купе и туалетах),
- Предлагать пассажирам чай и другие безалкогольные напитки,
- Предоставлять постельное белье,
- Обеспечивать порядок в вагоне, в том числе улаживать конфликтные ситуации,
- При посадке пассажиров не только проверять наличие документов, но и внимательно их осматривать на предмет исправлений, потертостей, каких-то подозрительных несоответствий. И если что-то проводника в этом смущает, он должен сообщить начальнику поезда. Так же, как и о посадке пассажиров на станции, которая не соответствует той, что указана в билете. Конечно, бывает так, что пассажир догоняет поезд на такси, но в целом ради безопасности это без внимания не оставляют,
- Проверять, все ли пассажиры заняли свои места при отправлении поезда,
- При посадке в вагон наблюдать за пассажирами выявлять тех, чье поведение говорит о неуравновешенности, возбужденности, «заторможенности» действий. Обо всем, что покажется странным, надо незамедлительно докладывать начальнику поезда — это тоже делается ради всеобщей безопасности, поскольку в вагоне может оказаться человек с серьезными психическими отклонениями, с опасным вирусным заболеванием, наконец, нельзя исключать угрозу террористической атаки.
Бывает, что проводник выступает кем-то вроде профессионального гида, поскольку ему нужно отвечать на вопросы относительно станций, на которых будет останавливаться поезд, рек или каких-то достопримечательностей, мимо которых проезжает состав. При этом навыки психолога особенно актуальны для дальних поездок, когда пассажирам тяжело проводить много времени в пути, и они хотят общения — некоторые могут приходить с этим именно к проводнику.
Одним из недостатков профессии является то, что в пути могут случаться любые непредвиденные обстоятельства, и при этом именно этому человеку приходится принимать решение, что делать в том или ином случае.
Вся правда о жизни проводниц в поездах
Требования, предъявляемые к проводнику
Для того, чтобы работать проводником нужно иметь профильное образование, которое дают железнодорожные колледжи. Если есть средне-специальное или высшее образование, но в другой сфере, соискатели должны учиться на трехмесячных курсах. Затем они проходят собеседование в соответствующем подразделении РЖД. Часто им предлагается пройти тест, который включает в себя более 200 вопросов, который прежде всего определяет психологическую готовность к работе в данной сфере. Кроме того, в число вопросов входят задания, с помощью которых проверяется способность к запоминанию и быстрым подсчетам. Также во время тестирования предлагаются логические головоломки.
Наконец, от проводника требуется физическая выносливость и хорошее здоровье, в том числе и в психоэмоциональной сфере.
Из чего состоит зарплата проводника поезда?
Почасовая ставка и норма
Зарплата проводника поезда рассчитывается, исходя из фиксированной почасовой ставки, которая умножается на количество отработанного времени. В среднем в месяц надо отработать 176 часов. Если работать меньше, то и зарплата будет меньше (разумеется, если у человека есть при этом больничный лист, то он оплачивается отдельно). Те, кто работает на международных рейсах, получают более высокую зарплату в связи с тем, что и почасовая ставка в этом случае выше.
Многие проводники умудряются в месяц отработать 350-370 часов. При этом проводники поездов дальнего следования получают на 20-30% больше, чем на обычных маршрутах. Проводники также могут сопровождать не только пассажирские поезда, но и почтовые и товарные составы. В таких случаях у них зарплата будет на 10-15% меньше, чем у сотрудников на пассажирских составах.
Квалификация и разряды
Наконец, имеет значение квалификационный разряд проводника. Всего существуют 4 разряда, каждый следующий получают в зависимости от стажа работы.
- Например, по окончании училища присваивается первый разряд, оклад составляет 13-17 тысяч рублей в среднем в зависимости от перечисленных выше факторов.
- У проводника 2-го разряда он уже будет 17-20 тысяч рублей, но нужно будет дополнительно сдавать экзамен.
- Через год работы можно будет сдавать на 3-й разряд. Тогда на поездах дальнего следования оклад составит порядка 21-27 тысяч рублей.
- И, наконец, проводник 4-го разряда может получать 28-36 тысяч рублей. Но ему нужно будет пройти курсы повышения квалификации и сдать еще один экзамен. И при этом важен стаж работ — не менее 3-х лет на предыдущей ступени.
К основной зарплате могут добавляться еще премиальные. Раз в год к отпуску проводникам начисляется материальная помощь. Неофициально проводники получают доход за счет того, что провозят посылки граждан.
Какие льготы и бонусы положены проводникам поезда?
РЖД предлагают своим сотрудникам неплохой социальный пакет. В частности, это может быть ежегодный бесплатный проезд к месту лечения и обратно или проезд по личным надобностям в поездах дальнего следования. Бесплатный проезд по железной дороге к месту отпуска и обратно положен только тем, кто работает на Крайнем Севере (впрочем, эта льгота распространяется и на детей сотрудников).
Также проводникам положено льготное медобслуживание в соответствующих учреждениях РЖД. Кроме того, компания поддерживает молодые семьи. В частности, молодым родителям и молодоженам предоставляется дополнительный пятидневный оплачиваемый отпуск. При рождении малыша компания дополнительно выплачивает единовременное пособие, а потом доплачивает еще определенную сумму до достижения ребенком возраста трех лет.
При выходе на пенсию каждый проводник получает единовременное вознаграждение (размер зависит от стажа работы). После выхода на пенсию все сотрудники РЖД имеют право бесплатного проезда раз в год — в радиусе 150 км от точки отправления.
Сколько получают проводники поезда в России?
Зарплату проводника высокой не назовешь. В среднем она составляет 25 тысяч рублей (понятно, что здесь учитываются все разряды). Однако, если устроиться на «Сапсан», то ежемесячная зарплата составит 35 тысяч рублей. Если же стараться накатывать максимум часов из возможного количества, то без надбавок и премий зарплата может составлять 45 тысяч рублей. Однако чисто физически это будет очень тяжело. Самой выгодной считается работа в пассажирских поездах повышенного комфорта вроде «Невского экспресса» или «Московии», а также в электропоездах. Но для работы там нужно обязательно получать 4-й разряд.
У многих проводников зарплата колеблется в зависимости от того, как они «откатали» месяц. В неудачный месяц она может составлять всего 17 тысяч рублей, а удачный — в среднем 35 тысяч рублей.
Следует также отметить, что проводник вагона несет материальную ответственность за инвентарь и белье. Если после рейса вдруг не досчитаются каких-нибудь стаканов или ложек, то их вычтут из зарплаты проводника.
Примеры вакансий
Зарплата проводника в других странах
В США профессия проводника считается в большей степени мужской (только 8-10% такого персонала — женщины), в России — наоборот. Причем в Америке это сложившаяся традиция. Получают американские проводники солидные зарплаты даже по местным меркам — в среднем это 53 тысячи долларов в год.
В Германии средняя зарплата опытного проводника составляет 2800-3000 евро до уплаты налогов, но в первый год, когда он осваивает азы профессии, зарплата будет на минимальном уровне — до 900 евро.
Проводница поезда
Плюсы и минусы работы проводником поезда
Отзывы
- Я работаю проводником уже 6 лет. Мне нравится то, что я часто в дороге, и всегда стараюсь использовать эту возможность по максимуму — больше узнать о местах, которые мы проезжаем. Всегда стараюсь привезти сувениры из новых для себя городов, если есть возможность (то есть до следующего отправления остается много времени) могу осмотреть достопримечательности — для меня это лучший отдых. Но, конечно, свои трудности в работе тоже есть. Не следует забывать о том, что пассажиры все разные, кому-то в мелочах не угодишь — и человек может очень сильно испортить тебе жизнь в течение рейса. В целом я работой доволен, хотя зарплата (26 тысяч рублей в моем случае) могла бы быть и более высокой, но я планирую получать следующий – 4-й разряд, так что надеюсь на лучшее.
- Я пошел работать проводником сразу после техникума, потому что хотелось побыстрее стать самостоятельным. Сначала думал, что смогу получать высшее образование, но с учетом моего графика это оказалось практически нереальным. Вообще нужно понимать, что работа проводником практически не оставляет времени на личную жизнь, очень тяжело следить за своим здоровьем, правильно питаться, ходить в спортзал. Но и свои преимущества тоже есть, особенно если попадется хороший коллектив и пассажиры. Я, кстати, люблю работать в плацкартных вагонах — всегда как-то веселее (и, если честно, то и порядок поддерживать проще). Зарплата не очень высокая (22 тысячи всего), но зато есть свои преимущества для молодых семей, и в отпуск получается ездить бесплатно, а путешествовать мы любим.
Да ужас просто, а не работа. Личной жизни никакой, приезжаешь домой, 2 дня отходишь от рейса, потом гачинаешь жить, не успеваешь вздохнуть и снова в рейс, постоянный стук, шум, тряска…на работе проводишь большую часть времени. Пассажиры разные, попадаютмя такие, что на ходу выйти хочется и за все за это, средняя зарплата 30 тыс(((