Работа на железной дороге привлекает многих людей – уже хотя бы потому, что она хорошо оплачивается. Но при этом далеко не всегда можно устроиться, например, машинистом локомотивной бригады. А вот на должность помощника машиниста могут претендовать многие. Эта работа оплачивается не так хорошо, но в целом считается, что уровень заработка здесь выше, чем в среднем для представителей рабочих специальностей.
Кто может стать помощником машиниста?
Для этой профессии необходимо иметь профильное среднее специальное образование. Это вполне логично, поскольку помощник машиниста должен разбираться в таких вещах как принципы работы железной дороги вообще и локомотива в частности, технические характеристики разных типов составов, особенности работы достаточно сложных современных приборов. Последнее необходимо для того, чтобы считывать и правильно интерпретировать их показания.
От помощника машиниста требуются такие личные качества:
- стрессоустойчивость, поскольку работать придется в тяжелых условиях, и решения принимать быстро, часто под давлением обстоятельств,
- внимательность и осторожность,
- дисциплинированность,
- физическая выносливость,
- отличная память, в том числе зрительная,
- способность оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства,
- хорошая координация движений.
Помощник машиниста должен регулярно проходить медкомиссию. Ведь одним из главных требований к представителям этой профессии является крепкое здоровье, хорошее зрение и слух.
В некоторых случаях работа помощником машиниста может быть и вовсе противопоказана. К числу людей, которым не доверят такую работу, относятся не только люди с плохим зрением, но и те, кто страдает различными психическими расстройствами, хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, активной формой туберкулеза, патологиями опорно-двигательного аппарата и т.д.
После прохождения медкомиссии тому, кто хочет стать помощником машиниста, нужно будет еще пройти 3-4-месячную стажировку, после чего надо будет сдать экзамен, и только тогда будет получен допуск к работе.
Должностные обязанности помощника машиниста
Помощник машиниста при необходимости должен взять на себя управление составом. Но в обычную смену он занимается такими вопросами как осмотр электровоза или тепловоза во время его приемки, проверкой его состояния, контролирует сцепление вагонов независимо от вида состава. Помощник машиниста также берет на себя связь с диспетчерами. К числу его обязанностей относится и контроль сигналов по пути следования.
Помощник машиниста
Преимущества и недостатки профессии
К числу преимуществ этой профессии относятся:
- Востребованность — спрос на таких специалистов есть всегда, даже во время кризиса, поскольку железные дороги остаются основным средством перемещения грузов,
- Стабильная зарплата. В некоторых регионах ее уровень даже выше, чем у представителей других рабочих профессий, что и неудивительно, поскольку и риски здесь выше, и ответственность, ведь помощник машиниста должен обеспечивать безопасность других людей,
- Перспективы карьерного роста – через несколько лет, набравшись опыта, помощник может претендовать на должность машиниста (разумеется, подтвердив свою квалификацию). Со временем он может стать мастером или начальником участка в депо. Теоретически верхней планки в этой карьере не существует, хотя, конечно, стоит помнить, что министр путей сообщения в стране один, руководитель РЖД тоже, в то время как амбициозных помощников машиниста много,
- Отсутствие рутины, необходимость постоянно получать новые знания, развивать навыки, так что скучно на такой работе точно не будет.
В определенном смысле можно считать плюсом необходимость регулярно проходить медкомиссию. Это позволяет выявить многие заболевания на ранних стадиях и предотвратить их дальнейшее развитие.
Недостатков у этой профессии тоже хватает. В основном они связаны с достаточно тяжелыми условиями труда и напряженным рабочим графиком, когда человек не успевает в перерыве между рейсами как следует отдохнуть и выспаться. Если говорить о вредных условиях труда, тут надо вспомнить, что помощник машиниста постоянно находится в замкнутом пространстве кабины, испытывает нагрузки, связанные с вибрацией и повышенным уровнем шума, дышит воздухом, к которому примешивается дорожная пыль, содержащая вредные вещества. Все это со временем может привести к нарушениям слуха и зрения, к развитию заболеваний органов дыхания.
К этому следует также добавить постоянное психоэмоциональное напряжение (особенно у тех, кто работает на пассажирских составах, поскольку они отвечают за безопасность множества людей, не только за свою собственную). Также нужно учитывать высокий риск травматизма, в том числе и связанный с катастрофами на транспорте.
Еще одним недостатком профессии является ненормированный график работы. Это негативно сказывается на личной жизни работника. У помощников машиниста часто не остается времени и сил на хобби, занятия спортом, даже на семью. Они подолгу не бывают дома, не видятся с родителями, женами и детьми, так что на самом деле далеко не каждый человек может выдержать подобный график.
Стоит ли работать в РЖД машинистом?
Как рассчитывается зарплата помощника машиниста?
Когда статистическое управление показывает средний уровень зарплаты помощника машиниста по стране в целом 45-50 тысяч рублей, нужно понимать, что речь идет об общей сумме ежемесячного заработка. Поскольку на самом деле сами по себе тарифные ставки на РЖД не так высоки, даже и для помощника машиниста.
Следует отметить, что в этой отрасли принята повременно-премиальная форма оплаты труда. При этом нужно помнить, что на размер зарплаты влияет несколько основных факторов:
- Вид перевозок, на которых работает помощник машиниста. Например, те, кто работает на пассажирских перевозках, получают больше, чем те, кто на грузовых,
- Вид самого поезда. На современных поездах со сложным оборудованием зарплаты изначально выше,
- Вид рейсов. Те, кто работает на рейсах дальнего следования, получают больше.
Также следует отметить, что непосредственное обслуживание движения (грузового или пассажирского) оплачивается выше, чем так называемая работа на маневрах, даже в тех же видах перевозок. Если рассматривать конкретные цифры, то тарифная ставка для помощника машиниста, обслуживающего движение, составляет в настоящее время порядка 10.4 тысячи рублей в месяц, а на маневрах – чуть менее 9.73 тысячи рублей за тот же период.
Помимо тарифной ставки, помощник машиниста может рассчитывать на различные надбавки. Например, если у него есть допуск к управлению электровозом, то помощнику машиниста дополнительно платят еще 10% от его основной повременной тарифной ставки.
Определенные надбавки платят за работу в праздничные и выходные дни – не менее 2.2%. За работу в ночные часы помощник машиниста получит до 40% тарифной ставки. Надбавки положены также за выслугу лет, они могут составлять 5-30%, в зависимости от стажа. Выплачивают их в определенной доле от средней тарифной ставки конкретного депо. Наконец, когда речь идет о том, что средняя зарплата по стране выше 50 тысяч рублей, надо понимать, что здесь учитываются все регионы, в том числе и Крайний Север, в этих случаях надбавка за особые условия работы составляет 30%.
Если машинист и его помощник приводят состав в пункт назначения точно по расписанию, то им могут выплатить премию на уровне 20% от тарифной ставки. Если они работают на грузовых перевозках, то премия составляет 15% в случае, если будет выполнен месячный план.
Дополнительные преимущества
РЖД заботится о своих сотрудниках, так повелось еще с советских времен. В частности, тем, кто живет в пригородах, компенсируют проезд к месту работы и обратно (если речь идет о поездках ж/д транспортом). Так же, как и все остальные сотрудники, помощник машиниста может рассчитывать на один бесплатный проезд в год на поездах дальнего следования, то есть в отпуск можно выбраться к морю или в гости к родственникам. Кстати, оплачиваемый отпуск длинный — 36 календарных дней. А еще машинисты и их помощники могут претендовать на льготный выход на пенсию.
Уровень зарплаты в Москве и регионах
Самыми высокими считаются доходы у помощников машиниста, работающих в условиях Севера. Там уровень зарплаты составляет до 65 тысяч рублей в месяц. На таком же уровне находятся доходы тех, кто работает в столице. В Москве помощник машиниста электровоза может получать 45-65 тысяч рублей. А вот его коллеге, работающему на тепловозах, будут платить всего 35-55 тысяч рублей. При этом наибольшее количество вакансий открыто именно в столичном регионе.
На втором месте Екатеринбург и Санкт-Петербург. Здесь уровень зарплаты составляет 45-55 тысяч рублей. Примерно столько же платят в Череповце. В республике Мордовии средний уровень зарплаты составляет 40 тысяч рублей. В Бурятии в среднем платят 35 тысяч рублей. В большинстве регионов уровень зарплаты колеблется в диапазоне 22-27 тысяч рублей. Самые низкие зарплаты в Костромской области (до 16 тысяч рублей).
Сколько получают помощники машиниста в западных странах?
В США уровень зарплаты таких работников относительно невелик – 2-2.5 тысячи долларов, причем многое зависит от конкретного региона и видов перевозки. В странах ЕС уровень зарплаты составляет 1.8-2 тысячи евро.
Что выбрать тепловоз или электровоз?
Отзывы
- В начале своей карьеры три года работал помощником машиниста. Работа достаточно трудная и ответственная. Здесь не получится халтурить или работать спустя рукава, потому что от тебя зависят безопасность пассажиров. На отдых часто времени нет. Бывает, что только что приехал, и уже через 12 часов следующий рейс. Не всегда, но в разгар сезона это очень частое явление. Конечно, хотелось бы, чтобы такая работа лучше оплачивалась. Но, тем не менее, в среднем около 45 тысяч в месяц получается, причем зарплата регулярно индексируется с учетом инфляции. Сейчас, когда работаю уже машинистом, выходит больше, но и ответственность тоже возросла. Я бы сказал так – эта работа подходит тем, кто готов трудиться много и кого манит романтика профессии.
- Работаю помощником машиниста больше года. Причем я еще со школьных лет хотел стать машинистом, как мой отец. Был наслышан обо всех трудностях профессии, меня это не пугало. Своя прелесть в такой работе есть. Когда еще можно столько путешествовать? Но если серьезно, то это на самом деле тяжелый труд, часто приходится работать и при тяжелых погодных условиях, а еще нужно выходить на работу в праздничные и выходные дни. Но если уже втянулся – остаешься здесь надолго, поскольку в отличие от офисного перекладывания бумажек, есть что-то настоящее в этой профессии. Получаю 39 тысяч в месяц.